בס»ד
Как надо встречать Шабат, знают почти все. Пора поговорить и о проводах царицы Субботы: это не менее важная и красивая заповедь.
МЕЛАВВЕ́-МАЛКА́ (מְלַוֵּה מַלְכָּה, буквально `проводы царицы`; от выражения «царица-суббота»), название праздничной трапезы на исходе субботы. Истоки обычая восходят к Талмуду, требующему отмечать исход субботы за праздничным столом. Постепенно мелаве-малка превратилась в намеренное продление празднования субботы. стремясь «удержать» почетную гостью-субботу как можно дольше, придают большое значение этому обычаю. Трапеза сопровождается пением
особых змироти рассказыванием историй, героями которых являются цадиким. Предпочтение отдается рассказам об Исраэле бен Эли‘эзере Ба‘ал-Шем-Тове.
Однажды святой Баал Шем Тов поставил в своём Бейт Мидраше «лехаим», сказав, что у него большая радость — на Небесах приняли его молитву. «У меня и у Элияу аНави был один учитель — Ахия Ашилойни, — рассказал он. — Но какая между нами разница? Элияу – он «захур летов», любое упоминание его имени несёт благословение. А у меня этого свойства нет. Я много молился, чтобы и моё имя приносило евреям удачу, и сегодня мою просьбу удовлетворили.
Когда на исходе Шабата будут рассказывать обо мне истории, это будет приносить благословение».
Во многих общинах мелавве-малка
проводится в синагоге.
Мелавве-малка известна также под названием се‘удат Давид (`трапеза Давида`), что основано на талмудическом предании, согласно которому царь Давид, после того, как Всевышний уведомил его, что он умрет в субботу, с особой радостью праздновал начало каждой недели, означавшее для него продление жизни по меньшей мере еще на шесть дней.
Один из наиболее популярных гимнов, исполняющихся за трапезой мелавве-малка, — «Элияху ха-нави» («Пророк Илия»), Гимн приветствует Илию как предвестника Мессии, о приходе которого он, согласно преданию, объявит на исходе субботы.
Смысл трапезы мелаве малка(«проводы субботы»)
Сказали наши мудрецы, что существует заповедь накрывать стол на исходе субботы для трапезы мелаве малка(«проводы субботы»), чтобы выразить почтение к субботе после ее исхода (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 119б). Это подобно тому, как человек прощается с дорогим и любимым гостем, расставание с которым тяжко для него, и долго провожает его, чтобы побыть с ним еще немного. Так следует поступать и по отношению к субботе – хотя она уже закончилась, мы продолжаем наслаждаться ее святостью.
В субботу мы удостаиваемся дополнительной святости, которая распространяется на все сферы нашей жизни – на духовность и материальность, на молитвы и трапезы, и наша задача заключается в том, чтобы озарить светом субботы будние дни. Объясняет Аризаль: когда во время вечерней молитвы на исходе субботы мы читаем отрывок из книги Теѓилим (90:17-91:16) «Да будет даровано нам Господом, Богом нашим, блаженство» (Виѓи ноам), мы привлекаем дополнительную святость субботы к будним дням и просим, чтобы Божественное благословение осеняло все деяния рук наших.
«Когда кончается Суббота , множество армий — вредителей летает и бродит в мире и потому , чтобы не властвовали над святым народом, необходимо читать псаломצא) 91) , который называется ПЕСНЕЙ ,ИЗГОНЯЮЩЕЙ ВРЕДИТЕЛЕЙ.» (Зоар)
Благодаря трапезе мелаве малка мы озаряем сиянием субботней святости трапезы всей последующей недели.
Традиция гласит, что в человеческом теле есть особая кость, называемая луз. Эта кость не испытала наслаждение от плода Древа познания, который вкусил Адам в Ган Эдене, и потому, хотя Адам и все его потомки были присуждены к смерти, эта кость в теле человека не разлагается, и с нее начнется возрождение человеческого тела, когда настанет эпоха воскрешения мертвых. И эту кость питает только трапеза мелаве малка (см. Каф ѓа-хаим, 300, 1-2; Ваикра раба, 18, 1).
Те, кто стремится исполнить заповедь трапезы мелаве малка самым великолепным образом (меѓадрин), готовят для этой трапезы особое, предназначенное только для нее, блюдо. В Вавилонском Талмуде (трактат Шабат, 119б) рассказывается, что в доме у рабби Абаѓу было принято резать теленка на исходе каждой субботы в честь мелаве малка, и рабби Абаѓу всегда ел одну почку этого теленка. Когда его сын вырос, он спросил: зачем на исходе каждой субботы резать целого теленка? Не лучше ли оставить одну почку от теленка, зарезанного в канун субботы, на трапезу мелаве малка? Послушались его совета и оставили от теленка, зарезанного в канун субботы, немного мяса на трапезу мелаве малка. Пришел лев и загрыз теленка, предназначенного для трапезы на исходе субботы, и получилось, что от этого никому не было никакого прока. Эта история приводится в Талмуде для того, чтобы научить нас, что на трапезу мелаве малка
желательно готовить особое блюдо, предназначенное только для нее, и не ограничиваться лишь остатками от субботних блюд.
Законы трапезы мелаве малка
Поскольку трапеза мелаве малка призвана озарить светом субботней святости будние дни, ее следует уподобить субботним трапезам. Нужно постелить на стол скатерть и поставить на него красивую посуду. Желательно не снимать субботнюю одежду до окончания мелаве малка. Подобно субботним трапезам, мелаве малка относится, в равной мере, как к мужчинам, так и к женщинам (см. Шмират шабат ке-ѓилхата, 63, 1-3).
Изначально (лехатхила), трапеза мелаве малка должна содержать хлеб, подобно трем субботним трапезам. В честь трапезы следует поставить на стол приготовленные блюда. Тот, кто не очень голоден, может ограничиться куском хлеба объемом в ке-зайт с какой-нибудь добавкой. Если же человек не хочет есть хлеб, он может исполнить заповедь, съев немного выпечки, вареной или жареной пищи или хотя бы фруктов; это подобно закону в отношении третьей субботней трапезы.
Если у человека нет достаточного количества пищи для трех субботних трапез и мелаве малка, то важнее, чтобы он устроил три субботние трапезы, а заповедь мелаве малка можно исполнить с помощью ке-зайта хлеба.
Изначально
трапезу мелаве малка нужно устроить сразу после исхода субботы, а тот, кто не голоден, должен постараться приступить к этой трапезе в течение не более чем четырех часов после наступления вечера или хотя бы до полуночи. Если же трапеза не началась до полуночи, ее можно устроить в течение всей ночи .
Есть мнение, что если третья субботняя трапеза затянулась до позднего вечера, то человек освобожден от трапезы мелаве малка. Однако на практике принято устраивать мелаве малка, даже если третья субботняя трапеза закончилась поздно вечером .
Сгулот ::
Сразу после авдалы — зажигаем суточние или масляные или обычные свечи кладем цдаку и произносим
«Арени мадлека нер лехвод
Давид Мелех» … Вторую свечу Лихвод Илияю Анави Раби Меир Бааль А нес
Раби Бааль Шем Тов.
Далее , после слов : » Рибоно Шель Олам …» — просим Вс-вышнего о личном Безхут Цадиким Произносим 7 раз фразу : » Давид мелех Йисраэль хай ве-каям»- Давид Израиля жив и существует . После этого начинаем 4-ю трапезу » Мелаве Малке» — Проводы Царицы Субботы. Завариваем свежий чай и кладем на стол много сладости , специально закупленные для 4-й трапезы.
Сгула приготовить хамин, горячее молоко , суп , итд
Произнести ХАМИН БЕМОЦЙЕ ШАБАТ МИЛУГМА ЛЕСИМХА БЕ ЛЕВ ЛЕКОЛЬ АШВУА (3 РАЗА) Горячее выпечка или хлеб Сгула для здоровья. Пат ХАМИН БЕМОЦЙЕ ШАБАТ Сгула ЛЕ РЕФУА ШЛЕМА ЛЕНЕФЕШ ЛЕГУФ. Говорят мудрецы, что косточка «луз» , посредством которой произойдет воскрешение из мертвых — питается только от 4-ой трапезы — » Мелаве Малке» — вот почему эта трапеза так важна. Уважаемый хасид Баал-Шем-Тов говорил, что лучшее средство для заработка — это во время трапезы на исходе субботы (называемой “мелаве-малка”, “ что на исходе субботы следует съесть немного чеснока — “сгула ле-парнаса”
(Заработок)
Во время трапезы хорошо прочесть молитву » Петихат Элиягу аНави».
РАБАНИТ НЕЛЛИ ЯДАЕВА