В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна, тельца и двух козлов одинаковой масти.
Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов приносили в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана.
Приготовлены были два жребия, на одном написано «Вс-вышнему», на другом — «Азазелю».
Затем жребии прочитывались вслух. О козле, помеченном жребием «Вс-вышнему», первосвященник провозглашал: «Этот пойдет в жертву хатат для Вс-вышнего!» К голове козла, помеченного «Азазелю», он прикреплял багряную нить и вторую такую нить привязывал ко входу в Святилище.
На второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа
в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему ,и его уводили в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения»
Первосвященник подходил к козлу отпущения, возлагал руки на его голову, исповедовался в грехах сыновей Израиля, а затем сразу «отсылал его с назначенным человеком в пустыню». В пустыне была некая высокая скала, с которой посланник сталкивал его двумя руками, так что тот разбивался на части.
К Йом Кипуру заранее готовили человека, который отведет козла, предназначенного для Азазеля, в пустынную землю, и сбросит его там со скалы. Вс-вышний обещал, что через это служение будут искуплены грехи всей общины Израиля (Ваикра 16:22).
Тот, кто отводил козла в пустыню, обычно не доживал до конца года, и потому это поручение давали человеку, которому суждено было умереть в этом году. В те времена праведные еврейские мудрецы могли провидеть судьбу того или иного человека.
Посланник, сопровождавший козла отпущения, становился нечистым и должен был очиститься сам и очистить свою одежду
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля .
Во времена, когда еврейский народ был народом праведников, о прибытии козла в пустыню узнавали еще и по тому, что багряная нить, привязанная ко входу в Святая Святых, становилась белой
Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню.
К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла.
Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка
Йешаяу (1, 18): «ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ (КРАСНЫ), КАК КАРМАЗИН, ТО СТАНУТ БЕЛЫМИ, КАК СНЕГ; А ЕСЛИ БУДУТ ОНИ КРАСНЫ, КАК БАГРЯНЕЦ, ТО СТАНУТ (БЕЛЫМИ), КАК ШЕРСТЬ».
Почему Шерсть? И Почему Красный Цвет ?
Красный цвет включеный в шерстяную нитку — это разбавление отрицательной энергии.
Льняная ткань олицетворяет силу Суда. Тогда как шерсть — силу Милосердия. Также , Белый цвет- отражает силу Милосердия, а Красный — силу Суда. Окрашивая белую шерсть ( Милосердие) в красный цвет ( Суд) — создается ситуация , которая превращает Суд в Милосердие
поэтому Эвель принес в жертву шерсть, а Каин – лен, и его жертва не была принята. И человеку запрещено их смешивать.( Зоар Акадош).
В более поздние времена, когда духовный уровень народа не позволял надеяться на чудо, мудрецы перестали привязывать багряную нить, чтобы не вызывать всеобщего разочарования. Взамен этого человек, отводивший козла в пустыню, должен был привязывать половину нити к скале, а другую — к козлиным рогам.
Так, что, если увидите человека, с красной шерстяной нитью, завязанной на правом запястье, — знайте, что это, или больной «жертвенный козёл», на которого скинуты все еврейские грехи, которые он должен (не зная этого)передать через себя, в жертву.
Рамбам в своем комментарии на Мишну, трактат Йома, пишет, что у первосвященника было два вида одеяний: одеяние одного покроя – для утренней службы, а другого – для вечерней.
Хошен — нагрудник, сотканный из нитей, каждая из которых была свита из пяти: золотой нити, трех шерстяных — голубой, пурпурной и алой — и льняной.
Одна из его уникальных особенностей состоит в том, что в льняную ткань, из которой он сделан, вплетена шерсть. В сущности, это не что иное как шаатнез, килаим – сочетание, запрещенное Алахой. И тем не менее, коэн обязан носить его, но только во время служения в Храме. Общая идея заключается в том, что каждая из частей одеяния искупает какой-либо грех коэна, и авнет тоже.
– Шерсть должна быть покрашена красками тхелет, аргаман, и Толаат Шани.
Толаат Шани это насекомое которое в Торе называется толаши фъаташани или “темно-красный червь
(Тосефт9:16).
Существует различие между цветом красный (адом) и оттенок цвета (шани). Малиновый красителя который используется во время дарования Торы и производится из горных червей, которые заражают деревья в Восточном-Средиземноморье, как раз там где и Израиль(Тосефт9:16)
Тора упоминает про красную нить
которая называется חוּט הַשָּׁנִי (хут а-шани, хут — нить, шани — кармин, популярный красный краситель).
В Книге Йеошуа рассказывается разведчиках, которые были посланы в Иерихон. Местная жительница Рахав укрыла их в своем доме, за что ей и родственникам была обещана безопасность в ходе планируемого захвата города.
Вот, мы приходим в эту землю, ты же шнурок этот из червленых нитей привяжи к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и мать твою, и братьев твоих, и все семейство отца твоего собери к себе в дом.
(2:18 Йеошуа)
Сплетенный из красных нитей шнурок стал опознавательным знаком для войска Йеошуа Бин-Нуна.
Рахав считалась первой среди жителей своего города. За право говорить с ней цари были готовы умирать. Она единственная имела право прорубить окно в своем доме, располагавшемся, как и многие другие жилые дома Йерихона, во внешней стене города. Ее окно с красной веревкой, по которой забирались цари и великие люди, было знаком «клуба для избранных». Оказаться именно в этом доме — было самым правильным для разведчиков, если они хотели узнать обо всей Стране Израиля как можно больше.
Ещё в ТОРЕ упоминается про красную нить .
«И вот, близнецы (теомим) в утробе ее» ( Ваешев 38:27): «И высунул один ручку, и повязала на нее (повитуха) красную нить, говоря: «Этот вышел первым». И нарекла ему имя — Зерах».
Но Зерах неожиданно убирает руку, и первым на свет появляется его брат, который получает имя Перец, что означает — «прорыв».