בס»ד
Кто Имеет ПРАВО ДАТЬ РЕБЁНКУ ИМЯ?
Влияет ли имя человека на его судьбу, характер, личность?
Можно ли менять свое имя?
В каких случаях можно менять личное имя?
Еврейская традиция придает огромное значение имени человека. Согласно учению иудаизма, имя – не просто отличительный признак, но сущностная черта, связанная с основополагающими характеристиками личности. Между человеком и именем, которое он носит, существует тесная взаимосвязь. Имя определяет наклонности и характер человека, влияет на его судьбу.
Во второй книге Теиллим сказано: „Смотрите и увидите деяния Творца, ибо Он послал шамот (гнев) Свой на землю“. В этом месте следует читать не шамот, но шемот (имена) Смысл этой фразы – в том, что Божественный замысел Создателя нисходит на человека посредством нареченного ему имени.
(Талмуд, комментарий Маарша)
Имя человека отражает его сущность, определяет его наклонности и черты характера. Об одном из мудрецов древности, рабби Меире, Талмуд рассказывает, что он умел делать верные выводы о человеке, исходя из нареченного ему имени. Поэтому очень важно выбрать ребенку имя, соответствующее индивидуальным особенностям его души.
Имя отражает сущность человека, как мы видим в Торе (Берешит 2:19): «И образовал Г-осподь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его
«И нарек человек имена всему скоту и птице небесной, и всяким зверям полевым.
Вначале все животные были дикими. Это человек разделил их на «скот» и «зверей полевых» согласно их назначению. «Но для человека, — сказано далее, — не нашел он помощника, ему соответственного». Сравнивая себя с животным миром, человек может найти много общих черт с ним.
Человек, духовное творение, видел духовную сущность каждой твари и давал ей определение, имя в соответствии с ее назначением,
Дать имя вещи значит определить ее назначение, сущность,
Помни прошедшие дни, поразмыслите о годах каждого поколения» (Дварим, 32).
Необходимо тщательно обдумать имя, которое собираешься дать своему ребенку, потому что случается, что имя навлекает благо или зло (и это мы видим из истории).
(Мидраш Танхума, Аазину)
Имя приносит благо праведникам и зло нечестивцам.
Например, про Ноаха, который был «праведен и непорочен», сказано: «И нашел Hoax милость (на иврите — хен) в глазах Господа (Берешит, 6).
Двухбуквенные слова»Hoax» и «хен» отличаются одно от другого простой перестановкой букв.
У сына нашего праотца Яакова, Иеhуды, был первенец, которого звали Эр и который был нечестивцем; о нем сказано: «И был Эр плохим (на иврите — ра) в глазах Господа» (Берешит, 38). Слова «ра» и «Эр» тоже «перестановочны», а значит, тождественны. (Зоар, Берешит).
Имя — своего рода инструмент, которым можно влиять на свойства и качества характера человека.
(Бейт Йосеф)
Есть такие люди, что все, что названо их именем (в их честь), имеет успех.
(Сефер Хасидим)
Не будет человеку удачи, если его назвали именем нечестивца.
(Рабэну Хананиэль)
Имя, которым назван человек на святом языке, является источником жизни.
(Сефер Танья)
Имя человека говорит о его сущности.
(Маавар Ябок)
Название всякой вещи говорит о ее сущности; как сказано: «И как назвал человек живое существо, так и будет его имя».
(Рамбам)
Согласно учению иудаизма, имя — не просто отличительный признак, но сущностная черта, связанная с основополагающими характеристиками личности. Между человеком и именем, которое он носит, существует тесная взаимосвязь. Имя определяет наклонности и характер человека, влияет на его судьбу.
Эта идея отражена в отрывке из Торы, повествующем о нашем праотце Яакове. Тора рассказывает о том, как на берегу Ябока с Яаковом вступил в борьбу таинственный незнакомец. Яаков побеждает, и его противник — как объясняют комментаторы, это был ангел его брата Эсава — говорит ему:
«Отныне имя тебе будет не Яаков, а Исраэль, ибо ты сражался с ангелом и будешь одолевать людей в битве»
Имя Исраэль состоит из двух частей: исра — «будет господствовать, править» и эль — одно из имен Бога. Таким образом, новое имя, данное Яакову Всевышним, противопоставляется прежнему и отражает принципиальные изменения в отношениях между Яаковом и окружающими: Яаков — имя, подходящее для человека, который умеет расставлять ловушки и хитрить; но праотец будет называться именем Исраэль, которое означает «правитель» и «вождь».
Согласно традиции, название любой вещи на Святом языке выражает ее суть. Точно так же имя человека выражает его духовную сущность. Поэтому, согласно еврейскому закону, у еврея обязательно должно быть освященное традицией имя на святом языке — иврите.
Иудаизм объясняет значимость еврейского имени для человека следующим образом. Согласно Каббале, мир был сотворен с помощью «Десяти речений» на святом языке. Буквы «Десяти речений» даруют жизненную силу всем элементам мироздания — даже»безжизненным«, казалось бы, камням и минералам. Каждой сущности мироздания соответствует уникальная, именно ей присущая комбинация букв святого языка. Таким образом, название на святом языке — это сочетание букв, образующих «формулу жизни» данного творения. Не является исключением и имя человека. Учат наши мудрецы, что буквы еврейского имени являются своеобразными каналами-проводниками, через которые еврей получает жизненность и духовную энергию.
Связь имени с жизненными силами, душой человека, иллюстрирует ивритское слово душа (нешама, נשמה). Слово нешама состоит их четырех букв: нун-шин-мэм-hэй. Две средние буквы шин и мем составляют слово «шем» — «имя».
Взять себе еврейское имя — важная заповедь. Говорят наши мудрецы, что Всевышний вывел евреев из Египта в том числе и в заслугу того, что они сохранили свои еврейские имена. Во тьме и скверне египетского рабства евреи утратили многие духовные ценности, но они не стеснялись своих еврейских имен — и были спасены.
Выбор имени для новорожденного — дело чрезвычайно ответственное. В кабалистических и хасидских книгах сказано, что имя должно соответствовать индивидуальным особенностям души человека, и поэтому, когда родители выбирают имя своему ребенку, Всевышний посылает им свыше пророческое наитие (руах акодеш).
Тем не менее, в еврейской традиции есть определенные правила, которых следует придерживаться при выборе имени. Не называют ребенка новым, выдуманным именем или именем злодея и нечестивца. Древний обычай — давать детям имена близких родственников, чаще всего деда или бабушки, дяди или тети. У ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя еще живущего человека. Если отец ребенка умер до его рождения, то мальчика обычно называют именем отца. Кроме того, широко распространен обычай давать детям имена великих праведников как давно прошедших, так и недавних времен.
Зачастую младенцу дают несколько имен. Надо только иметь в виду, что если его называют именем известного праведника, то к этому имени не прибавляют имя другого, не столь известного и уважаемого человека.
Не следует называть детей в честь абсолютно нечестивых людей из желания сохранить о них память, ибо сказано: «Благословенна память о праведнике, а имя нечестивца пропадет» (Притчи, 10). Точно так же не надо давать ребенку имя, которое является синонимом нечестивого человека, даже если оно дается не в его честь. Такое имя может нанести вред ребенку.
Никто другой не должен вмешиваться в процесс наречения — пророчество не дано ни родственникам, ни друзьям, а только родителям…
Мальчику имя дается на 8-й день жизни во время церемонии обрезания, когда, подобно праотцу Аврааму, он вступает в союз с Всевышним.
На первый взгляд не понятно, какая связь между обрезанием и именем.
Оказывается, Б-г дал Авраѓаму новое имя во время обрезания — из Аврама наш праотец стал Авраѓамом. Б-г добавил ему букву ѓей, входящую в Имя Самого Всевышнего. Лишь тогда Б-жественное раскрытие озарило Авраѓама. Поэтому и мы, его потомки, даем имя во время обрезания.
Девочке дают имя в ближайший после рождения день, когда в синагоге читают свиток Торы (понедельник, четверг или субботу). По окончании чтения произносится молитва Мишеберах за здоровье роженицы и ребенка, во время которой отец называет выбранное имя.
Смена имени становится опцией в отчаянных ситуациях: тяжелая болезнь, беспросветная какая-то полоса, которой конца-края нет и т. п. Что называется, когда нет (или не видишь) другого выхода. А лучше – не нужно играться с этим и тогда. Максимум – взять дополнительное имя.
Исключением является ситуация, когда человек носит имя злодея или т. п. В таком случае нужно, конечно, менять имя полностью. Также есть резон в том, чтобы, если еврей или еврейка носят нееврейское имя, взять дополнительное – еврейское.
Если же болезнь угрожает жизни человека, к его имени обычно добавляют еще одно. Мужчинам обычно добавляют имя Хаим или Рефаель. Женщинам — Хая. Такая перемена имени оказывает влияние на судьбу больного и возрождает надежду, как говорится: Мешанэ шем, мешанэ мазаль (Изменяющий имя, изменяет судьбу).
Известно, что одной из заслуг, благодаря которым наши предки удостоились освобождения из Египта, было то, что они сохранили свои еврейские имена. Во тьме и скверне египетского рабства евреи утратили многие духовные ценности, но они не стеснялись своих еврейских имен, — и Всевышний спас их и счел достойными получить Его Тору. Это должно быть правилом и для нас, чтобы мы удостоились грядущего освобождения из нашего теперешнего изгнания, как сказано в книге пророка Михи (7:15): «Как в дни исхода твоего из Страны Египетской явлю Я тебе чудеса»
Рассказывают, что однажды к одному раввину поздно ночью пришла молодая супружеская пара. Они постучали в дверь и сказали, что хотят срочно видеть раввина, так как у них важное дело. Пройдя в его кабинет, супруги сказали, что хотят развестись. Раввин был шокирован просьбой и спросил их: «У вас есть дети?» — «Да. Один ребенок». — «И сколько ему лет?» — «Завтра обрезание». Раввин им предложил сперва обрезать ребенка, а уж потом думать о разводе. Что за спешка — разводиться среди ночи? Тогда муж с женой закричали: «Мы не можем ждать! Завтрашнее обрезание и есть причина нашей ссоры!»
— Каким образом? — изумился раввин
— Я хочу назвать сына в честь моего отца! — сказал муж.
— А я хочу назвать сына в честь моего! — воскликнула жена.
Раввин, пытаясь примирить стороны, обратился к мужу и спросил: «Как звали твоего отца?»
— Меир.
Тогда он обратился с тем же вопросом к жене и услышал в ответ:
— Меир.
Раввин уставился на парочку, не веря своим ушам.
— Ну, так в чем же тогда дело?!
Ответил муж: «Мой отец был раввином, и поэтому я хочу, чтобы сына назвали в честь него. А вот мой тесть был очень простым человеком. И это не достойно меня — назвать моего сына его именем».
Раввин улыбнулся и сказал:
— Давайте завтра после обрезания назовем его Меир и посмотрим, что из него вырастет. Если раввин, значит, он был назван в честь твоего отца, а если нет — то в честь твоего тестя!
Шутки шутками, но в Кабале говорится, что еврейское имя, данное ребенку, — приходит к его родителям в пророческом откровении. Поэтому никто другой не должен вмешиваться в процесс наречения — пророчество не дано ни родственникам, ни друзьям, а только родителям…
Рав(Аврум)
Полна соблазнов наша жизнь, а в результате остаётся от неё только наше имя. И именно оно, имя, идет за нами. Не случайно, в книге «Коэлет» мудрейший царь Соломон подвел итог нашей жизни: «Тов шем ми шемен тов», утверждая своими словами мысль, что хорошее имя – дороже всех богатств.
Рабанит Нелли Ядаев.