«»И снова послал Ноах голубя…» (йона, יונה те же буквы, что и в слове “Яван יוון и еще одна буква — ѓэй ה) — в изгнании яванском погрузились во мглу лица их — «…и вот: ветвь оливы в клюве его» — если бы не внушил Всевышний мудрецам, чтобы зажгли оливковое масло в Меноре, сгинули бы последние иудеи среди народов» («Мидраш неэлам). Как прекрасна ты, подруга моя, как прекрасна! Глаза твои [чисты], как у голубки» («Песнь песней», 1:15) – что это значит? Когда Ноах находился в ковчеге, принес ему голубь в клюве ветвь оливы (символ мира). Сказал Всевышний: «Голубь возвестил миру светлую новость, вы же будете приносить масло оливы и зажигать предо Мною свет» («Мидраш Танхума», гл. «Тецаве», 5). Ноах проверяет, можно ли выйти из ковчега, сошли ли великие воды, обнажив сушу, можно ли вернуться в мир, стать его частью. Голубь предстает в этом сюжете символом желания, возможности и необходимости «вписаться» в мир с его нуждающимися в проверке идеалами и нормами. Голубь также – символ красоты, как можно видеть по «Песни песней»; голубю уподоблен Сион: «Город-голубь – Цион» (Цфанья, 3:1). И снова все сказанное проявляется и в буквах святого языка: слово йона, как сказано выше, состоит из слова «Яван» (йод-вав-нун) и буквы ѓэй, символизирующей святость. Сплав эстетики Явана со святостью представляется крайне важным и становится возможным только тогда, когда ветвь оливы в клюве голубя возвещает мир, свет, Тору. Ноах понимает: связи между внешним и внутренним мирами могут быть плодотворными только в том случае, если приоритеты в этом процессе продиктованы верой и духовностью. Ковчег Ноаха, голубь с ветвью оливы, Сион, Иерусалим, Храм, масло, Менора — все это связано воедино нитью чуда. Ле илуй нешама ШАЛУМ БЕН ТУРИ ЧИМАН