Скрытый смысл теилима глава 6 Давид учит нас как добиться чтобы Всевышний принел наши молитвы , как слезы обидимых и бедных – они входят беспрепятственно к Б-огу. יָגַעְתִּי, בְּאַנְחָתִי—אַשְׂחֶה בְכָל-לַיְלָה, מִטָּתִי עָשְׁשָׁה מִכַּעַס עֵינִי; עָתְקָה, בְּכָל-צוֹרְרָי О раскаянии и слезах Давида рассказывает Ялкут Шимони (Шмуэль 165): , в течение которых Святой Дух оставил Давида, царя Израиля, каждый день Давид наполнял слезами полную чашу и обмакивал хлеб свой в пепел, как сказано: ведь пепел, как хлеб, ел я и питье мое со слезами смешивал. (Псалмы 102,10). Грех через болезнь, как острым гвоздем терзал Давида. По преданию, боли, терзавшие Давида во время этой болезни, были так сильны, что по ночам он плакал в подушку, и наутро ее приходилось выжимать. Между тем Давид не мог не чувствовать, что многие придворные (и прежде всего это был его советники злорадствуют по поводу его болезни, и именно их он называет в этом гимне своими недругами и врагами. 9. СУРУ МИМЭНИ КОЛЬ-ПОАЛЕ АВЕН, КИ-ШАМА АДОНА-Й КОЛЬ סוּרוּ מִמֶּנִּי כָּל־פֹּעֲלֵי אָוֶן כִּי־שָׁמַע יְהוָה קוֹל בִּכְיִי׃ Услышал Г-осподь голос плача моего… Услышал Г-осподь голос плача Давида,
потому что слезы не бывают напрасными , как сказано об этом в Гемаре
Сказал р. Эльазар: С того дня, когда разрушен храм, закрылись врата молитвы. Но хотя закрылись врата молитвы, врата слез остались открытыми, ведь сказано: Услышь молитву мою, Г-осподи и воплю моему внемли, к слезе моей не останься
безмолвен (Пс. 38:13). (ВТ. Брахот 32б, Бава Мециа 59б). Т.е. даже если молитва и
вопль отвергнуты, к слезе не останься безмолвен. Так же и в этих двух стихах
присутствует и молитва и мольба и слезы. И сказано о плачущих ночью (Сангедрин 104б): Тот, кто плачет ночью, — голос его Мы можем этого и не знать, но можно вспомнить удивительные слова рабби Бунима из Пшисха, который обсуждает высказывание мудрецов о том, что врата слез не закрываются. Он задает вопрос, на который у большинства не хватило бы смелости. Он спрашивает: «Зачем нужны ворота, которые никогда не запираются?» И он отвечает: «Для того чтобы не пропускать слезы (дураков)
Почему же не пропускаются слезы глупости?
глупцы льют напрасные слезы (слезы ярости, ревности, зависти, гордости), то их слезы не попадут в эти ворота. Слезы страдания, притеснения, слезы обидимых и бедных – они входят беспрепятственно к Б-огу. Первый, — «Молитва Моше, человека, избранного Б-гом», — принадлежит нашему учителю Моше, молившемуся за весь народ, оказавшийся на грани уничтожения. Моше, как никто любивший народ Израиля, был его верным наставником и его молитва приводила к отмене тяжких приговоров. Второй начинается со слов: «Молитва Давида». До сегодняшнего дня мы воспеваем Всевышнего словами выдающегося из царей, и молитва наша достигла бы совершенства, зазвучи она с той же остротой и силой, с какой произносил их он. И, наконец, третий из псалмов открывается словами: «Молитва нищего». Спрашивает Зоар а-Кадош: «Какая из этих трёх молитв наиважнейшая для нас?». И тут же отвечает: «Молитва нищего». Молитва нищего выше молитвы Моше и молитвы Давида, и выше всех других молитв в мире. Утверждает Тора: Всевышний близок обездоленным. Навстречу разбитым сердцам раскрываются Небесные ворота, и все их молитвы поднимаются вверх. Молитва нищего, как челнок, переносит с собой молитвы остальных людей. Написано в книге «Зоар» [4]: бывает, ничьи молитвы не могут достигнуть цели, пока кто-нибудь со страдающей душой не возопит к Всевышнему, не отворит ворота и не впустит молитвы всех остальных. Человек должен ощущать себя нищим, чтобы слова молитвы всегда беспрепятственно поднимались наверх. Открывает Гемара ещё одну тайну: «Из всех молитв, произнесённых с разбитым сердцем, молитва со слезами действеннее всех. Для неё нет препон на Небесах». Написано в Торе: самое страшное — обидеть вдову и сироту. Почему именно их? — У вдовы и сироты «слёзы всегда готовы излиться из глаз». Если они в слезах воззовут к Всевышнему, наказания обидчику не избежать. Не стоит выяснять отношения с человеком, близким к слезам. Всевышний жалеет плачущего. Даже у жизнерадостного человека, довольного своей долей, есть повод для слёз: сокрытие Всевышнего. Такой человек ощущает боль оттого, что из-за грехов мы не видим присутствия Всевышнего в мире; из-за несправедливости и несчастий, происходящих вокруг, не ощущаем, как нечто неизменное, Его добро и любовь. : «Услышь молитву мою, Всевышний, и воплю моему внемли, не будь глух к слезам моим» (Теилим 39; 13); и написано: Услышал Г-сподь мою мольбу, мою молитву Г-сподь примет 6:10. ШАМА А-ДОНАЙ ТЕХИНАТИ, שָׁמַע יְהוָה תְּחִנָּתִי יְהוָה תְּפִלָּתִי יִקָּח׃ Три раза подряд в трех частях этих стихов упоминается Имя Всевышнего. ШАМА А-ДОНАЙ = услышал Г-осподь Мольба от молитвы отличается, как и плач имеет отличие от мольбы. Когда отклика нет на молитву, к мольбе обращается Давид, а если мольба сквозь занавес не проникает, то вратами через плач он входит. Давид свидетельствует, что все три вида обращения его без отклика не остались. В соответствии с Мидраш Агада молитва Давида была услышана, так как истинным стремлением Давида было построение Храма: Просил Давид милости у Всевышнего и сказал: «Владыка мира! Поставь меня на ноги ради Храма… « Как сказано: И встал Давид царь на ноги свои и сказал: послушайте меня, братья мои и народ мой! [было] у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Г-осподня и в подножие ногам Б-ога нашего, и [потребное] для строения я приготовил. Это место (слова: встал Давид на ноги свои) комментаторы понимают, как исцеление от болезни ради желания построить храм в Иерусалиме.