. בס»ד
Исцеляющая молитва .
Всегда хочется помочь тому, кто попал в беду.
Но особенно сильным бывает желание помочь близкому человеку, пораженному, не дай Бог, серьезной болезнью. Правда, иногда кажется, что ничего невозможно для него сделать. Особенно, если мы живем в Москве или в Израиле, а больной – наш близкий и родной человек – в другом городе.
А порой лекарства не помогают и врачи безнадежно разводят руками.
Между тем, в запасе всегда остается еще одно, испытанное еврейское
«лекарство» – искренняя молитва.
В ежедневной молитве Шмонэ-эсрэ мы просим:
«Излечи нас, Г_осподь, и мы излечимся.
…И пошли полное излечение от всех наших недугов».
В этом месте молитвы принято добавлять просьбу об излечении конкретного больного, которая звучит так: «Да будет угодно Тебе, Г_осподь, мой Б_ог и Б_ог моих отцов, поскорее послать с небес полное исцеление – исцеление душе и исцеление телу – больному (имя больного и имя его матери) среди остальных больных народа Израиля».
Бетох Шаар коль холей Исраэль.
В молитве об исцелении принято называть именно имя матери больного. Но если известно лишь имя отца, то говорят «сын такого-то». А если не знают и имени отца, то называют просто имя и фамилию или Бен(бат) Хава – ведь в Небесах известно, о ком именно идет речь.
Если больной, о котором просят, находится рядом
(например, сын произносит молитву рядом с больным отцом), то имя вообще не упоминают.
(Мишна Брура 116:3).
В основной молитве Амида:
— Разрешено упоминать имена больных, как близких родственников, так и других людей, в специальном благословении о выздоровлении в молитве Шмонэ-Эсрэ (Мишна Брура 116:3). Точный текст молитвы обычно приводится в Сидуре (молитвеннике). Можно также попросить об их исцелении в благословении Шомэа тфила («Внемлющий молитве») или в Завершающих просьбах в конце молитвы.
Мать, которая молится за выздоровление своих детей, говорит просто «дочь моя» и называет её имя или «сын мой» и его имя (без упоминания имени матери).
— Когда человек молится за выздоровление людей, которые не являются его близкими родственниками, он выполняет заповедь «возлюби ближнего как самого себя».
При этом желательно сначала упомянуть имена этих людей, а уже затем имена близких родственников, в соответствии с тем, что сказано в Гемаре (Бава Кама 92 б):
Молитва того, кто просит помочь другому, а сам нуждается в такой же помощи, принимается в первую очередь (Йесод вэ-шорэш а-авода, Шаар а-корбан.)
Просьбу об исцелении можно выразить также и своими словами.
Но поскольку не каждый из нас может положиться на силу своей молитвы, очень важно молиться вместе с общиной. Ведь в общине наверняка найдется хотя бы один человек, который молится с подлинной концентрацией, и благодаря ему будут приняты просьбы всего миньяна.
Можно ли еврею за него молиться, если этот человек не еврей?
Молиться за выздоровление больного человека можно и нужно вне зависимости от его национальности. Это намерение может быть вложено в благословение
«Услышь наш голос» ежедневной молитвы «Амида». При этом следует иметь в мыслях имя больного и имя его матери.
Кроме того, можно читать Псалмы Давида, где собраны все возможные просьбы, обращенные к Творцу.
Еврейской традицией также является совершение благих поступков — как, например, благотворительность и изучение Торы — с намерением помочь выздоровлению больного как от физических, так и от духовных болезней
Выдающийся законоучитель Рамбам (Маймонид) утверждал, что «молитва общины доходит всегда», и Всевышний ее «не отвергает».
Но особой исцеляющей силой обладает молитва праведников.
Объясняя, почему в этом случае необходимо обратиться к другому человеку, не полагаясь на собственную молитву, Хатам-Софер приводит следующий пример. Известно, что еврейский народ представляет собой единый организм, в котором функцию мозга выполняют именно те, кто всю свою жизнь посвятил изучению Тopы.
«Всем двумстам сорока восьми частям его тела и тремстам шестидесяти пяти его жилам…»
248 органов и 365 связок между ними насчитывает традиционная еврейская медицина в человеческом теле. В Торе ровно 248 «разрешающих» и ровно 365 «запрещающих» заповедей (итого 613). С этим связана идея о том, что физическое состояние человека зависит от исполнения заповедей.
Гематрия слова «рофе» (врач) = 288
Также Аризаль учит, что число 288 зашифровано в благословении «Рефаейну» еще в одном месте. Первые буквы слов «Рофэ Холей Амо Исраель» (исцеляющий больных народа своего, Израиля) также = 288.
В Талмуде рассказывается, что прославленный праведник раби Ханина бен Доса до такой степени ощущал, когда его молитва об исцелении принимается, а когда отвергается, что мог заранее предсказать: «Этот будет жить, а этот умрет». Однажды, когда у одного из мудрецов Торы тяжело заболел сын, он направил посланцев к раби Ханине. Вознеся молитву, раби Ханина сказал:
«Возвращайтесь, жар уже оставил больного». Посланцы запомнили время его молитвы, и, когда они вернулись в свой город, оказалось, что исцеление произошло именно в то мгновение.
Самая сильная молитва за здоровье больного человека – это молитва, произнесенная с глубокой верой, искренностью и чистосердечием.
Такая молитва работает даже на расстоянии, часто творит настоящие чудеса, порою оказываясь сильнее самых дорогостоящих медицинских препаратов.
Мы воспринимаем наше здоровье как нечто само собой разумеющееся, а начинаем ценить, неожиданно потеряв его. Впрочем, возможно, мы преждевременно теряем здоровье именно потому, что не ценим его. Хотя здоровье — это великий дар. Не случайно мудрецы постановили: чтобы каждое утро и каждый раз после туалета человек произносил благословение, заканчивающееся словами: «Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть…»
Целитель — это одно из имен Всевышнего. В книге Исхода сказано: «Если ты будешь слушаться голоса Всевышнего…, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Всевышний — целитель твой» (Шмот 15:26).
«И отдалит Всевышний от тебя всякую болезнь…» (Дварим 7:15).
Однажды р.Ишмаэль и р.Акива шли по улицам Иерусалима.
К ним обратился больной человек: «Учителя мои, пожалуйста, посоветуйте, как мне вылечиться?»
Они объяснили ему, какие он должен принять лекарства. Тогда он их спросил: «Но кто или что причиной тому, что я болен?» — «Творец», — ответили те. «Если так, — возразил больной, — то вы не должны вмешиваться в Его дела.
Раз Он сделал меня больным, то почему вы вопреки Его воле пытаетесь, давая мне совет, вылечить меня?» Вместо ответа они его спросили: «Какова твоя профессия?» — «Я крестьянин», — ответил он. «Кто делает так, что в твоем винограднике растет виноград?» — спросили они тогда. — «Как кто? Творец», — ответил он. «Зачем же ты тогда подрезаешь, вспахиваешь и обрабатываешь виноградник, вмешиваясь в Его дела?» — снова спросили они. «Виноградник не даст плодов, — ответил он, — если я не очищу землю от камней, не удобрю ее и не вспашу!» Тогда они сказали: «Теперь ты, наверно, сам понимаешь нелепость твоего вопроса! Жизнь человека развивается так же, как и жизнь растения. Виноград захиреет, если за ним перестанут ухаживать и поливать. Так и человеческое тело — оно здорово, только если обеспечить его необходимым питанием и лечением».
Рав Шломо Свиса.
Рабанит Нелли Ядаева.