Имя — это определение, выражение сущности определяемого понятия (см. «Почему Всевышний не дал Свои имена животным?»), а сущность Б-га мы понять не можем, тем более, не можем её определить, поэтому у Всевышнего нет собственного имени – нет «самоназвания», и все Его Имена описывают не Его Самого, а Его деяния, которые открываются нам. Сказано в мидраше (Шмот Рабба 3), что на вопрос Моше, обращенный к Творцу, каково Его имя, Всевышний ответил: «По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цваот), [иногда] Б-гом (Элоким), [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей (а-Шем, четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего). Когда сужу Я Мои творения, Я называюсь Б-г, когда иду войной против преступающих Мои законы, называюсь Господом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. Но когда Я милую Мой мир, – называюсь Адой-ной, потому что это Имя означает только свойство милосердия, как сказано (Шмот 34, 6): а-Шем, а-Шем, Б-г жалостливый и милосердный”. [Поэтому и ответил Господь Моше:]“Я Сущий, Который пребудет (т.е., Я буду Таким, Каким буду в то время)” — “по деяниям Моим называюсь Я”». Одно имя Всевышнего всё-таки получило в священных книгах более определенное выражение Шем а-Эцем — Имя «Собственное», хотя, разумеется, и это имя не говорит о сущности Всевышнего (ибо её невозможно определить, как уже упоминалось прежде), — это четырёхбуквенное Имя Йуд-Кей-Вав-Кей. Виленский Гаон говорит: это Имя указывает на то, что Всевышний существует вечно, и Он неизменен. Это Имя указывает на основополагающее различие между Ним и всем сотворённым миром: все творения существуют только потому, что такова была Его воля, сам же Он не зависит ни от кого и существует вечно. Из уважения к этому Имени мы не произносим его так, как оно написано — Йуд-Кей-Вав-Кей; мы произносим Адой-ной (Г-сподь).
Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиманמה