А Вы знали что Двенадцать лет скрывались р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер от преследований. Скрывались в пещере,
и специально для них Всевышний сотворил там источник и рожковое дерево, ( Эц ХАРУВИМ)чтобы питались они от плодов его?
Харув символизирует преемственность поколений и веру в будущее
Харув входит в состав праздничной трапезы на Лаг ба-Омер.
Вечнозелёное дерево высотой от 6 до 12 м, с широкой кроной. Листья перистые, плотные.
Цветки мелкие, собраны в кисти. Чашечка цветка невзрачная, быстро опадающая; венчика нет.
Бобы имеют длину около 10—25 см, ширину 2—4 см и толщину 0,5—1 см, коричневые, невскрывающиеся. Кроме семян, они содержат сочную, сладкую мякоть (около 50 % сахара).
Порошок, добываемый из засушенного боба рожкового дерева, называется кэроб. Используется вместо какао-порошка людьми, которым противопоказан кофеин.
Плоды содержат полисахарид полигалактоманнан, обуславливающий их твёрдость и постоянство массы (0,2 г), с чем связано использование в древности семян как меры веса, от чего произошло название меры карат.
Рожковое дерево отличается замечательной чистотой—ни на стволе его, ни на ветвях, ни на листьях нет никаких паразитов благодаря этим свойствам.
РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО В ТАНАХЕ
Рожковое дерево не упоминается в ТАНАХе, но, возможно, его зерна были единицей измерения веса: «… двадцать гер будет в шекеле» (Ваикра, 27). Гера была мелкой монетой – двадцатой частью шекеля. Единица веса была взята от рожкового дерева для золота и алмазов. Слово карат происходит от греческого названия рожкового дерева – кратония. Зерна рожкового дерева – герот – служили единицей веса и в Европе.
Также существует толкование изречения «…и питал его мёдом из скалы» (Дварим 32:13) как относящегося к рожковому дереву, которое растёт среди скал, и чьи созревшие плоды напоминают по вкусу мёд (Иерусалимский Талмуд Пеа 7:4).
Добавим несколько слов о символике, которой пронизан этот рассказ. Так, например, «харув» — «рожковое дерево» — появляется в пещере не случайно. Рожковое дерево растет очень медленно, и поэтому тот, кто сажает рожковое дерево, делает это не для себя, а для следующих поколений, поэтому это дерево является намеком на вечность, на бескорыстие, на мораль. Точно так же символика мирта — обладающего приятным запахом — намекает на духовность и добрые дела, которые делают евреи (сравни с этим символику «4 видов» в праздник Суккот).
Рожковое дерево созревает для плодоношения гораздо медленне, чем другие деревья. Агада утверждает, что для достижения поры плодоношения ему требуется 70 лет – срок человеческой жизни. В действительности же период составляет 10 лет. Одна из самых популярных талмудических легенд основана на этом преувеличении, где харув символизирует преемственность поколений и веру в будущее..
ПИШЕТ АГАДА:
Однажды Хони шел по дороге и увидел человека, который сажает рожковое дерево — харув.
«Через сколько лет это дерево дает плоды?» — спросил его Хони. Ответил тот человек: «Через семьдесят лет». Спросил его Хони: «И ты уверен, что проживешь семьдесят лет?!» Сказал ему тот человек: «Когда я пришел в этот мир, я нашел в нем рожковое дерево. И как отцы мои посадили для меня — так и я сажаю для сына моего. И присел Хони А-Меагель поесть хлеб. И охватила его дрема, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева.
Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?» Сказал он ему: «Я его внук». Сказал Хони: «Кажется, я проспал семьдесят лет…» Пошел он домой и спросил: «Жив ли сын Хони А-Меагеля?» Сказали ему: «Сына нет в живых — но сын его сына жив и здравствует». Сказал он: «Я Хони А-Меагель!» — и не поверили ему. Пошел он в Дом учения и услышал, как мудрецы говорят: «Ясна и понятна нам эта мишна, словно в те дни, когда жил Хони А-Меагель…» (Вавилонский Талмуд, Таанит 23).
Традиция связывает имя Бар Йохая с праздником Лаг ба-Омер и, кроме того, харув даёт особенно много плодов в конце весны. Поэтому харув входит в состав праздничной трапезы на Лаг ба-Омер.
Плоды рожкового дерева традиционно используют на праздник Ту Бишват.
Менделе Мойхер Сфорим пишет в книге «Путешествия Биньямина Третьего»: «Харув, который берут для благословления в Ту биШват, это у богачей самый благословенный из плодов, потому что когда видят его, вспоминают Эрец Исраэль, смотрят на него, вздыхают и говорят: «Поведи нас, Отец наш Милосердный, с достоинством на нашу Землю – туда, где рожковое дерево – пища коз… Рассказывают об одном еврее, который принес как-то финик в наши места, и все жители, от малого до великого, прибежали посмотреть на него. Взяли Пятикнижие и указали на него – вот это финик, написано в Торе! Это финик из Земли Израиля! Посмотрели на него – и Эрец Исраэль засверкала перед ними: вот они переходят Иордан! Вот Меарат а-Махпела (пещера праотцев)! Вот могила праматери Рахель! Вот Котель Маарави (Западная Стена)! Вот источники Тверии! Вот поднимаются на Ар а-Зейтим (Масличную гору) и едят плоды рожкового дерева и финики и набирают в сумы полные пригоршни Земли Эрец Исраэль! …Ой, ой, вздыхали и глаза были полны слез».
Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.
Пришли как-то к Йосефу Абу Мусе в селение Пекиин, где он жил, и сказали ему: «Не знаешь ли ты, не слыхал ли? Какой смысл в обычае сынов Израиля есть на Ту би-Шват плоды рожкового дерева?» Ответил он: «Слышал я от отца моего предание, идущее от предков наших. Двенадцать лет скрывались р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер от преследований. Скрывались в пещере, что тут поблизости. И специально для них Всевышний сотворил там источник и рожковое дерево, чтобы питались они от плодов его. И так вот сидели они и учили Тору дни и ночи напролет, пока не услышали Небесный Голос, возвещавший: — Дети мои любимые, выйдите из пещеры и идите обучать Торе народ Израиля, потому что рассеян он между народами и забывает там свою Тору. Встал р. Шимон и сказал: — Владыка мира, известно Тебе, что не ради себя и не ради отца моего восстал я против злодейской имперской власти, но ради Тебя. Клянусь, что не забудется Твое Учение в народе Твоем, ведь Ты Сам обещал, что вечно будем помнить Тору и мы, и потомки наши. Но я другого боюсь: боюсь, что забудут евреи о Земле Израильской, ведь едят они пищу чужую и дышат чужим воздухом. Тотчас вновь раздался Небесный Голос:
— А ты, сын мой, учреди обычай, чтобы из года в год в Ту би-Шват ели евреи плоды рожкового дерева. (В иврите слова «херувин» — «рожки», «херев» — «меч», «хурбан» — «разрушение» — однокоренные.) И когда будут есть, то спросят они: «Рожки эти, что мы едим сегодня, что они означают?» И напомнят им, и вспомнят они, что Храм наш разрушен и Страна Израиля в запустении». И написали они обо всем услышанном р. Ханине, а тот установил соответствующий обычай.
Пкиин, расположенный на полпути между Нагарией и Цфатом, считается исконно друзской деревней, но на самом деле неразрывно связан с историей еврейской. Одна из главных местных достопримечательностей и объект паломничества — пещера рабби Шимона Бар-Йохая, автора книги “Зоар” – главной книги Каббалы, чья могила находится рядом с Пкиином, на горе Мирон, где в Лаг ба-омер собираются сотни тысяч людей. Но далеко не все знают, что в Пкиине в глубине рощи расположена пещера, где рабби Шимон бар-Йохай (ученик рабби Акивы) и его сын 13 лет скрывались от римлян, питаясь плодами рожкового дерева и водой из источника, и постигли все 125 ступеней духовного возвышения. Рабби Шимон вышел из пещеры (точнее — это углубление в скале, изредка называемое “Идри Раба”) с книгой «ЗОАР» и с готовой системой преподавания Каббалы (напомню, что современные понятия каббалы были заложены рабби Арье Луриа в Цфате). Мы же, неразумные и неприобщенные, можем пока своими глазами увидеть пещеру, вдохнуть святости и поглядеть на два рожковых дерева (харув) — все еще растущих у входа в “Идри Раба” и раз в 300 лет меняющих пол. Именно так, рожковые деревья бывают мужского и женского пола, и когда деревья меняют свою “ориентацию”, то в этот период плоды растут не на ветках, а облепливают ствол, будто приклеенные. Те, кто видел, говорят, что зрелище — неприятное, и, возможно, что и рабби Шимон наблюдал такой процесс. (нигде в ботанической литературе мной пока не найденно описание смены пола у рожкового дерева).
В соответствии с канонами каббалы, все мироздание подразделяется на уровни. Есть три мира. Помимо мира, где мы человеческим разумом не можем различить никакой структуры, есть то, что называется «олам брийа» — «мир творения», который соответствует высшим уровням — ангелам или тому, что человек мыслит. Ниже этого лежит «олам йецира» — «мир созидания», там обитают ангелы и соответствуют человеческим речам. Когда человек говорит, то он действует в этом мире созидания. А еще ниже — «олам асийа» — «мир делания» — мир, в котором мы в основном функционируем, то есть тот, в котором можно оперировать материальными вещами. И все плоды Эрец-Исраэль подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих миров.
«Олам брийа» наиболее очищен, ему соответствуют плоды, у которых все съедобно, в них нет несъедобных частей. К таким плодам относятся инжир и плод рожкового дерева — харув. Среднему миру («олам йецира») соответствуют плоды, у которых основная масса плода съедобна, но внутри есть несъедобная косточка. К ним относятся абрикосы, яблоки, груши. И наконец, нижнему миру («олам асийа») соответствует группа плодов, у которых есть несъедобная кожура или шелуха. К ним относятся, например, орехи, апельсины.
Запретный плод
В тексте Берешит 3:3 не указывается, плод какого дерева вкусили Адам и Ева. Мудрецы предполагали, что это было фиговое дерево (поскольку оно упоминается затем – Бер.3:7), или же виноград (поскольку злоупотребление им ведет к потере рассудка, см. Бер.9:20 и далее), или же этрог (поскольку слово это происходит, по-видимому, от рагаг – “страстно желать”), или же пшеница (поскольку ивритское слово хита, означающее пшеницу, связывалось со словом хет, «грех»), или же рожковое дерево (на иврите – харув, что созвучно слову, означающему разрушение).
Рабанит НЕЛЛИ ЯДАЕВ.
Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.