Из бесед рава Хаима Шмулевича Написано в Мидраше, что во вре- мена раби Танхумы евреи нужда- лись в дожде. Раби Танхума объ- явил пост один раз, а потом еще раз, а потом в третий раз, но дождя все не было. Тогда он сказал, что для того, чтобы пошел дождь, каж- дый должен дать деньги на благо- И вот один человек взял все, что было у него в доме, и пошел, чтобы раздать это бедным. И видит: идет ему навстречу его бывшая жена. Она сказала ему: «Дай мне цдаку». И объяснила, что с тех пор, как она покинула его дом, не видела ника- И он понял, что она действительно находится в плачевном состоянии, сжалился над ней и дал ей цдаку. Ведь сказано (Йешаяу, 58:7): «От родственника твоего не скрывай- Увидел их один человек, пошел и рассказал об этом раби Танхуме. Сказал ему: «Раби, вот ты тут си- дишь, и ничего не знаешь, а между тем я видел большой грех». Сказал ему раби Танхума: «Расскажи мне, что ты видел». Тот ответил: «Я ви- дел, что человек разговаривает с женщиной, с которой он разведен. И более того, я видел, как он дает ей деньги. И я думаю, что тут что- то не так. С какой стати он бы стал давать ей деньги, если бы тут не было ничего подозрительного?» Раби Танхума послал за тем челове- ком, и его привели к нему. И ска- зал ему раби Танхума так: «Ведь знаешь ты, что над нами нависла беда, и народ страдает от того, что Всевышний не дает нам дождя!» Ответил ему этот человек: «Разве не ты учил нас не закрывать глаза на нужды своего родственника?» И рассказал раби все, что произошло. Поднял раби глаза к небу и сказал: «Владыка мира! Вот обычный че- ловек, и ему, как и другим, свой- ственны и жестокость и равноду- шие, но все-таки он исполнился милосердия и пожалел свою быв- шую жену, которую вовсе не обя- зан кормить. А ведь все мы – Твои дети, мы сыновья Авраама, Ицхака и Яакова, и на Тебе наше пропи- тание. Почему Ты не хочешь про- В тот же час хлынул дождь и при- нес облегчение земле и людям (Мидраш Ваикра Раба, 24:14, по комментарию Матанот Кеуна). На этом примере мудрецы учат нас, насколько велика сила того, что человек может побороть дур- ные качества своей души. Мы ви- дим, что не помогли молитвы тако- го человека, как раби Танхума, и не помогли посты, которые соблюдал весь народ. А один милосердный поступок человека, который побо- рол в себе равнодушие и проявил милость там, где вовсе не обязан был этого делать, – один такой поступок спас весь народ от бед- Известно высказывание раби Ис- раэля Салантера, благословенна память о праведнике, что чело- веку труднее изменить одно ка- чество своей души, чем выучить весь Талмуд. Возможно, что имен- но из-за того, что это так трудно, заслуга и награда за это настолько Сказано в Талмуде (Сука, 45б): «Сказал раби Шимон бар-Йохай: “Я могу освободить мир от суда со дня моего сотворения и до сего дня. А если мой сын присоединит- ся ко мне, то мир будет освобож- ден от суда со дня Творения и до сего дня. А если к нам присоеди- нится заслуга Иотама, сына Узияу, то наши совместные заслуги смо- гут освободить весь мир от суда с момента Сотворения мира и до Комментирует это Раши так: «Пра- ведник был Иотам, и скромнее других царей. И вот, случилось так, что его отец был поражен цараат, и все дни, что отец его был пора- жен, он правил народом сам. Но царскую корону он не возложил себе на голову и все решения при- нимал от имени своего отца. Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.
|