Один путник брел по пустыне, где не было ни воды, ни тени. Когда силы путника совсем иссякли, он увидел вдалеке дерево. Сказал себе путник: «Пойду туда, наверное, есть под деревом и источник». Дош?л до дерева, и действительно, оказался под деревом источник, и дерево было плодоносное и давало глубокую тень. Напился путник воды, насытился плодами, отдохнул, и вернулись к нему силы, а когда собрался снова в путь, решил поблагодарить дерево.
—?Дерево, дерево! Как благословить тебя?
— Чтобы росло большим и могучим? — Но ты, и так, большое и могучее.
— Чтоб давало тень путникам? —?Но ты и так да?шь тень путникам.
— Чтоб были плоды твои сочными и сладкими? — Но они и так сочные и сладкие.
— Чтобы был источник возле тебя? — Но и так есть источник возле твоих корней.
— Как же благословить тебя?! — Чтобы были саженцы, которые произойдут от тебя, такими же прекрасными, как ты!
************************
СОН ХОНИ ГАМЕАГЕЛА
Однажды, находясь в пути, Хони увидел старика, занятого посадкой рожкового дерева.
— Через сколько времени это дерево принесет плоды? — спросил Хони.
— Через семьдесят лет.
— Ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет и будешь есть плоды этого дерева?
Старик ответил:
— Я застал на свете рожковые деревья; и вот, также как мои предки взрастили эти деревья для меня, я сажаю их для потомков.
Сел Хони поесть хлеба, и напал на него беспробудный сон.
Когда Хони проснулся, он увидел человека, собирающего плоды с того дерева.
— Ты ли, — спросил Хони, — тот самый, кто посадил это дерево?
— Дерево это, — ответил человек, — посажено моим дедом.
— Вижу, — сказал себе Хони, — что я проспал семьдесят лет. Направился Хони к своему жилищу.
— Дома ли, — спросил Хони, — сын Хони Гамеагела?
— Сына, — ответили ему, — уже нет на свете, а живет его внук.
— Я Хони Гамеагел, — заявил он.
Не поверили ему.
Пришел он в академию и слышит — ученые говорят:
— Это толкование также ясно, как во времена Хони Гамеагела, который разъяснял любой ученый вопрос, как только приходил в академию.
— Я и есть Хони Гамеагел, — заявил он ученым.
Но и те не поверили и не оказали ему должного почета.
Пал Хони духом, стал молить о милосердии Г-споднем. И принял Г-сподь душу его.
По этому поводу говорил Рава:
— Правы люди, говоря: «Либо общение с людьми, либо смерть».
(Таанит, 23)
Х.Н. Бялик, И. X. Равницкий. «Агада».
Перевод С.Г. Фруга Берлин, издательство С.Д. Зальцмана, 1922
Личность Хони Гамеагела
Хони Гамеагел — мудрец, который жил в конце эпохи Хасмонеев, в годы правления царицы Шуламит Александры, до гражданской войны между Гурканосом и Аристобулом.
В народе Хони считался святым, молитва которого не остается без ответа. Приступая к молитве, он очерчивал себя кругом и не выходил из него, пока его просьба не исполнялась. Отсюда и его прозвище Гамеагел начертавший круг), хотя существует мнение, что свое прозвище он получил по имени города, из которого был родом.
Многие выдающие еврейские ученые видели в агаде о Хони Гамеагеле урок того, что нужно трудиться для будущего, не надеясь получить за это награду (в этом мире). Для детей эта идея ясно и ощутимо воплощается в образе старика, который сажает рожковое дерево, зная, что лишь его внуки воспользуются плодами его труда. Однако Хони не может с этим согласиться. Он считает труд старика, не надеющегося насладиться плодом своих рук, лишенным смысла. Агада рассказывает нам о наглядном уроке, который получил Хони в ответ на свой вопрос. Он проспал 70 лет и, проснувшись, увидел внука этого старика, собирающего плоды дерева и с благодарностью вспоминающего своего деда. Сам Хони был ученым, и плоды его труда — его выводы в области еврейской мысли. Однако, плоды эти также были предназначены для будущего — для учеников его учеников, и ему не пришлось отведать от них. То же случилось с ним и в доме его внуков — его не узнали. Он оказался в одиночестве и понял, что человек без общества не может существовать. Но ведь для существования общества необходимо, чтобы каждый трудился для будущего. Хони, отрицавший это, пришел к трагическому концу, когда смерть оказалась для него милостью.
**********************
Будняцкий Исраэль
Вот и пролились почти все дожди! Земля Израиля напилась воды и стала просыпаться! Каждое семечко глубоко в земле набухло и решило, что пришло время выпустить из себя росток. Ох, и трудно же крохотному мягонькому зеленому росточку пробивать себе дорогу через землю и камни наверх к ласкающему влажную землю солнышку. Но росточек не ленится! Он упорно лезет и лезет вверх. У каждого ростка есть свой ангел. Он велит росточку: Расти! И дает ему силы. И вот уже вся земля вокруг покрывается зеленью, один за другим распускаются цветы. Вот проснулось первое дерево. На нем забелели нежные белые цветочки. Конечно же, это шкедия — миндальное дерево. Каждый год оно первым просыпается. Из миндального дерева был сделан посох Аарона коэна, который расцвел в Мишкане — переносном Храме, когда евреи шли по пустыне. Не только расцвел, но и выпустил из себя молоденькие орешки миндаля! С днем рождения, орешки! С днем рождения цветочки! Сколько вам лет? — Мне пошел уже второй годик! — сказал большой этрог, — Я родился в прошлом году. Мы — этроги — можем жить на своем дереве из года в год! — А я только что появился на свет! — засмеялся орешек, — Как мне хорошо! — Откуда вы знаете? — спросила пролетавшая птичка-невеличка, — Когда у вас сменяется год? Мы — птички — ничего такого не знаем. Разве не знаете? — удивилась шкедия, — Ведь сегодня у нас — у деревьев — Новый год! Наступил пятнадцатый день месяца Шват. Все плоды, родившиеся до этого дня празднуют свой первый день рождения — им исполнился один годик! А все плоды, родившиеся после, относятся уже к новому урожаю. Бээээ! — проблеяла овечка, пасущаяся на лугу, — У нас тоже есть свой новый год. Но он был уже давно — первого Элуля. Не понимаю! — удивилась птичка, — Зачем вам новый год? Какая разница, в каком году вы родились? — Давным-давно, — начал рассказ старый илан — большое плодовое дерево, стоявшее над ручейком, — в Иерусалиме стоял огромный и прекрасный Храм. Все евреи приходили туда молиться Творцу и благодарить его за все добро, которое а-Шем дает им. Они несли в Храм свои приношения — жертвенных животных и плоды, которые поднимались к а-Шему в святости и чистоте. И были эти дары желанны а-Шему. Он, благословенно Имя Его, принимал жертвы и собирал их в Своей сокровищнице. Из этой то сокровищницы и шла сила всем плодам расти и наливаться! Молитвы евреев о хорошем и плодоносном годе тоже ложились в эту сокровищницу. Поэтому очень важно было не перепутать прошлый год с наступающим. Какие плоды родились в минувшем году, а какие в наступившем. От урожая евреи отделяли десятину — десятую часть всех плодов, и несли коэнам и левитам в Храм. Плоды минувшего года не смешивали с плодами нового. Вот тут то и понадобился праздник нового года, разделяющий между урожаями прошлым и новым. Мудрецы долго решали, когда же наступает этот день. Шамай и его ученики считали, что он должен наступить первого Швата, а Гилель и его ученики объясняли, что первого Швата еще не пролились на землю все дожди, дающие жизнь новому урожаю. Ученики Гилеля и сказали, что Новый год деревьев наступает пятнадцатого Швата, и все с ними согласились. Пятнадцать на святом языке обозначается двумя буквами. Буквой «тэт» — 9 и буквой «вав» — 6. Вместе эти буквы образуют слово «ту». Поэтому и наш праздник называется «Ту би-Шват» — пятнадцатый день Швата. — Какой ты умный, илан! — зашелестела трава, — Откуда ты все это узнал? — О, я узнал это от мудреца, присевшего отдохнуть под тенью моих листьев в жаркий день. Этот праведник благословил меня и рассказал множество интересных историй. — Пожалуйста, расскажи! — попросили все. — С удовольствием, — ответил илан и начал рассказ: — Шел по пустыне мудрец. Шел он долго из своей маленькой деревни в большую ешиву, где ждали его ученики и другие мудрецы. Солнце жарко припекало с небес, а вокруг были лишь высохшие колючки. Но вот он увидел дерево, зеленеющее своей листвой. Подошел мудрец к дереву и присел в его тени. Он напился чистой прохладной воды из источника у корней дерева, поел плодов. И очень ему захотелось поблагодарить илан, давший ему тень и вкусные плоды, поделившийся с ним водой из источника. — Какое же благословение я могу дать тебе? — задумался мудрец. Я мог бы благословить тебя, чтобы плоды твои были сладкими, но они и так сладки и вкусны! Я мог бы пожелать, чтобы была под тобой прохладная тень, но и это уже есть у тебя! Я мог бы попросить Всевышнего Творца, чтобы дал тебе источник воды, но и источник уже журчит меж твоих корней! Придумал! Да будет желанно перед Создателем Небес и Земли, чтобы все ростки, посаженные от тебя были такими же, как ты! — Вау! Какая прекрасная браха! — зачирикала птичка, заблеяла овечка, зашелестели травы и забулькал ручеек. — А что сегодня делают евреи в этот праздник? — спросил молоденький цветок, — Ведь сегодня нет Храма… — Я знаю! — защебетала птичка, — Я видела, я клевала! Евреи едят плоды своей земли и благословляют их. Каждый плод в свою очередь и своей брахой. Первое благословение достается семи плодам, которыми славится Земля Израиля. Это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. За ними следуют плоды деревьев, потом плоды земли, а уж потом и все остальные кушанья. Какая прекрасная ты — Земля Израиля — Земля, текущая молоком и медом! — Правильно, правильно! — проблеяла овечка, — Я тоже видела, как мои сестрички — козочки — паслись под финиковыми пальмами. Травки было так много, что в вымени козочек стало очень много молочка! Они переполнились, и молочко само потекло на землю! А со спелых фиников под жарким солнышком капал сладкий пресладкий финиковый мед! Он смешивался на земле с молочком козочек, и казалось, что сама земля течет молоком и медом! И Земля Израиля улыбнулась своим детям. — Растите! — сказала Земля. — Растите! — подмигнуло солнышко. — Растите! — прошелестел ветерок. — Растите, растите! — повторили ангелы каждой травинке, каждому листочку и плоду. — С Новым годом, деревья! — сказали дети, прибежавшие в поле, — Ура! Ура! Ту би-Шват игия! Ту би-Шват пришел!
— Будьте благословенны! — улыбнулся а-Шем.