Существует очень глубокая параллель между отношениями мужа и жены, с одной стороны, и Бога с народом Израиля с другой стороны. Так, в книге пророка Иеремии Всевышний, обращаясь к народу Израиля как к своей невесте, говорит: «Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную». И та же сторона отношений продолжается в книге пророка Осия, где Бог говорит народу Израиля: «Я обручу тебя Мне навеки… и познаешь Господа». И точно так же, как в отношении Творца к сотворенному миру, когда самое первое и самое главное качество, которое Он проявляет, есть желание дать, а не желание получать, — то это же качество прежде всего должно иметь место в отношении мужа к жене. Учили наши мудрецы: тот, кто любит свою жену, как самого себя, и заботится о ней больше, чем о самом себе, и направляет своих сыновей и дочерей по путям прямым, и устраивает их браки в период их взросления, — про того говорит Писание: «И узнаешь ты, что мир в шатре твоем». Мы уже говорили выше о том, что, родив своего первого сына, Хава (Ева) сказала: «Обрела я человека — вместе с Господом» (Бытие 4) Таким образом, рожая детей, человек уподобляется Богу: как Всевышний дал жизнь Адаму и его жене, так и человек дает жизнь последующим поколениям. Создавая человека, Бог дает ему заповедь «Плодитесь и размножайтесь, заселяйте землю, и властвуйте над нею», ибо не только отдельный человек, но — в ещё большей степени! — все человечество как единое целое являются «вершиной Творения». Поэтому так важна заповедь «плодитесь и размножайтесь», заповедь рождения детей и их воспитание. Но, однако, иудаизм ни в коем случае не рассматривает сексуальные отношения между мужем и женой только в плане рождения детей. Иудаизм считает, что сексуальные отношения являются важными также и сами по себе, — не только с «прагматической», но и с духовно-религиозной точки зрения. Известно, что существуют в мире другие религии, которые отрицательно относятся к сексу, считают его постыдным проявлением человеческой слабости и призывают удаляться от него. Все это чуждо и противоположно иудаизму. Иудаизм твердо уверен в том, что весь мир во всех своих проявлениях сотворен Всевышним, и Его присутствие обитает среди всего сотворенного, в том числе — во влечении одного пола к другому. Таким образом, оно никоим образом не является чем-то низменным по своей природе, но напротив — создано Творцом, и как и все мироздание несет в себе потенциал раскрытия святости, позволяет человеку ощутить вкус мира и благодарить Творца за совершенство, которое Он создал. Еврейские Мудрецы истолковывают Песнь Песней, рассказывающую, казалось бы, о взаимоотношениях мужчины и женщины, причем, безусловно, в образах чувственной, телесной любви — как книгу о взаимоотношениях Бога с народом Израиля. Сама идея возможности уподобления взаимоотношений Бога и Израиля любви между мужчиной и женщиной свидетельствует о том, как высоко наши Мудрецы ценят эту любовь и насколько чистой ее считают. Но, конечно, как и всякая другая страсть, секс содержит в себе также и потенциал извращения и может оборачиваться стороной низости, когда человек приближается к уровню животного. Главная и наиболее общая заповедь, данная народу Израиля, — это стремиться к святости, которая заключается не в аскетизме и не в отказе от естественных сторон жизни, а в их реализации в рамках Божественного предназначения человека. Та энергия, которая дается человеку благодаря этому, является источником всех человеческих возможностей в этом мире. Если бы не она, человек не построил бы дома, не посадил бы дерева, не взял бы себе жены, — и тем самым мир не мог бы реализовать свое предназначение. В сексуальной области иудаизм рассматривает две основные заповеди. Одна заповедь — это рождение детей, вторая — это доставление сексуального наслаждения партнёру. В этой связи еврейские источники разъясняют, что при половом акте есть три уровня духовности, которых может достичь человек: высший, когда направленностью его души является рождение детей; более низший, но все равно очень высокий, когда целью и направленностью его души является наслаждение, которое он/она доставляет своему партнёру; и самый низкий уровень, на котором человек может находиться в данном случае, — это когда он озабочен своим собственным наслаждением, что является тоже необходимым и положительным, но все же самым низшим из положительных уровней. При этом более высокие уровни не только не исключают более низкие, но напротив, включают их в себя (т.е. устремление на рождение детей включает в себя желание доставление наслаждения жене и желание получения наслаждения самому, и т.д.), ибо без собственного получения человек не сможет и отдавать. Разница же (как в сексе, так и в других областях жизни) состоит в том, является ли собственное получение конечной целью человека, или же оно есть лишь одна из ступеней целого, обеспечивающая далее возможность отдавать. Рав Деслер (один из известных еврейских авторов 20 века) отмечает, что вообще, как во всей человеческой жизни, так и особенно в отношениях между мужем и женой проявляется тот факт, что человеком движет в конечном счете всегда одно из двух основополагающих побуждений: либо желание дать другому, либо желание получить. То, что делает семью счастливой — это прежде всего желание дать друг другу, доставить друг другу удовольствие, радость. У рава Деслера есть в связи с этим замечательный отрывок, в котором он поздравляя молодых супругов, говорит: «всегда будьте внимательны, заботьтесь о том, чтобы всю жизнь стремиться доставить друг другу удовольствие. Потому что как только люди начинают подсчитывать, чего им не додано, — как на этом конец всякому семейному счастью. Потому что там, где человек стремится дать, там он подражает Богу (ибо стремление Всевышнего — давать, а не получать), и становится близок к Нему. Но как только человек становится получателем, там он скатывается на животный уровень существования и на этом пути достижение человеческого счастья невозможно». Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман
|