В Книге Псалмов сказано: «Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу» (Тегилим, 8,3).
А в Книге Притч сказано: «Сын мой, если ты поручился за ближнего твоего…» (Мишлей, 6,1). Оба эти изречения относятся к евреям, которые в час Дарования Торы стали поручителями друг для друга. Вот как это произошло.
Когда Всевышний решил даровать Тору Израилю, Он сказал ему: «Дайте мне поручителей, которые гарантируют, что вы будете исполнять законы Торы». Израиль ответил: «Наши праотцы поручатся за нас». Всевышний сказал: «Об их поручительстве не может быть и речи — ведь они и так в долгу передо Мной». Так ответил бы кредитор человеку, который просит у него денег взаймы. Он сказал ему вначале: «Приведи поручителя, и я дам столько, сколько тебе нужно». Однако когда в качестве поручителя был предложен человек, который сам должен деньги этому кредитору, тот сказал: «Вместо поручителя ты привел мне должника, которому неплохо было бы сначала выполнить свои обязательства. Приведи мне поручителя, который не должен мне ничего, и тогда получишь деньги». Именно так и ответил Всевышний Израилю: «Вы предлагаете Мне в качестве поручителя праотцов, однако они в немалом долгу передо Мной. Представьте Мне поручителей, которые ничего Мне не должны». Израиль спросил: «Но кто может сказать про себя, что он ничего Тебе не должен?» Всевышний ответил: «Маленькие дети».
Тотчас же были приведены грудные дети и даже дети, еще находящиеся в утробе матери. Все они видели Всевышнего и говорили с Ним. Всевышний сказал им: «Готовы ли вы поручиться за своих отцов — что если Я дам им Тору, они будут исполнять ее законы? Ведь если не будут — Я взыщу за это с вас». Они ответили: «Мы готовы». Тогда Он сказал им: «Я — Г-сподь, Б-г ваш». Они ответили: «Это так». Он продолжил: «Да не будет у вас других богов». Они ответили: «Не будет». Всевышний сообщил им и все остальные заповеди, и они дали соответствующие ответы: где следует, положительные, где следует, отрицательные. Тогда Всевышний сказал детям: «Из уст ваших Я дарую Тору, как сказано: «Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу».» Ведь слово «сила» — עוז, оз — всегда подразумевает Тору, как (например) сказано в Псалмах: «Г-сподь даст силу (עוז) народу своему» (Тегилим, 29,11). Поэтому если (не про нас будет сказано) Израиль откажется от Торы, за это будут наказаны дети, как сказано у пророка Гошеа: «Уничтожен народ Мой из-за незнания… Забуду и Я сыновей твоих» (Гошеа, 4,6). Что значит: «Забуду и Я?» Всевышний как бы сказал: «В таком случае и Я забуду, что ваши дети благословляли Меня».
Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман