Огонь и свет светильника связаны, но не тождественны. Свет теплый и живой, несет только пользу, но огонь, его источник, порой страшен и разрушителен. Достаточно вспомнить слова Торы
Суть метафоры «светильник — заповедь» в том, что в процессе своего «горения» заповедь не только освещает, но и трансформирует действительность, «зажигает» ее.
Ханукальный светильник состоит из четырех элементов: сосуда, масла или воска, фитиля, и, наконец, огня. Ради огня, дающего свет, соединены все эти компоненты воедино.
Наши мудрецы уподобляют человеческое тело светильнику: оно — наполненный маслом сосуд, душа же — это горящий фитиль, пламя которого служит постоянным связующим звеном между высшими и нижним мирами.
Так же, как фитиль объединяет все элементы светильника, делая его функциональным, так и душа превращает человека-свечу из совокупности различных элементов в значимое единство, увенчанное огнем и светом.
В соответствии с традиционной еврейской анатомической классификацией, наше тело состоит из 248 органов и 365 жил; в кабалистической книге «Сефер харедим» («Книга богобоязненных») заповеди Торы сопоставлены с его частями: каждой из них соответствует тот или иной орган, — ее 613 заповедей включают в себя 248 предписаний и 365 запретов. Предполагается, что каждая заповедь соотносится со вполне определенным аспектом функционирования организма.
Таким образом, еврея можно рассматривать как пылающий факел — совокупность 613 свитых воедино свечей, каждая из которых, в идеале, должна гореть. Исполнение каждой заповеди создает пламя, освещающее и освящающее определенный аспект в человеке, и из всего множества свечей формируется неповторимая личность.
Наше материальное существование, увы, не всегда соответствует духовному идеалу.
Действительно, что такое человек? С одной стороны, следуя этимологии ивритского слова адам, — это существо, созданное из праха земного (земля на иврите — адама), что характеризует физический аспект его бытия. С другой стороны, адам этимологически восходит и к слову эдме в выражении эдме ле-Эльйон.
Это уподобление можно понять так: каждый из нас является потенциальным источником духовного света в материальном мире, для которого характерен цимцум ѓа-Ор — свертывание, сокращение света, — и задача людей состоит в том, чтобы стать каналами, по которым свет изливается в мир. Реализуя поставленную перед ним задачу, мы становимся источниками отраженного Света Всевышнего.
И не случайно мы провели аналогию между заповедью, воспламеняющей душу, и маслом, источником горения в светильнике. В иудаизме принята такая символика: вода — источник существования, вино — источник радости, масло — источник огня, который как бы изначально «спрятан» в этом горючем материале. В духовном плане заповеди поддерживают наше существование, как масло в роли продукта питания — в плане физическом, но в то же время есть у них и другое значение: придание нашей жизни смысла. Человек — сосуд, а сосуд выполняет свою функцию только тогда, когда он наполнен.
Заповедь можно рассматривать как дар Творца человеку: посредством ее Он раскрывает Свое желание и в каком-то смысле даже вручает Себя людям. В сборнике «Мидраш раба» сказано, что заповеди являются «посланниками Г-спода», а при исполнении своей миссии посланник подобен пославшему его. Заповедь — это как бы материализованное раскрытие Всевышнего в физическом мире. Он не проявляется в этом мире открыто, лишь опосредованно — в Своих деяниях: многообразии форм в мироздании, целесообразности и гармонии всего сотворенного, — что и убеждает нас в Его существовании. Роль человека сводится к тому, чтобы раскрыть в этих реалиях их первоначальный замысел, истинную природу, используя при этом свою уникальность среди прочих творений: сочетание души и тела. Тело дает нам возможность исполнять заповеди в физическом мире, а благодаря наличию души мы в состоянии одухотворить наши деяния и придать им смысл.
В то время как оба аспекта, образующих нашу личность, — материальный и духовный, — взаимодействуют более или менее гармонично, каждый из нас может стать постоянным, а не одноразового действия, инструментом для раскрытия сущности явлений. Наделенный свободой выбора, мы по природе своей находимся в возвратно-поступательном движении между духовной и физической составляющими бытия, одновременно пребывая в обеих и манипулируя ими. Человек — единственное создание во вселенной, способное изменять ее саму; статус всех ее элементов и их состояние неизменны до тех пор, пока он не использует их к добру или ко злу.
В книге «Шмот» (27:20) есть слова леѓаалот нер — буквально «вознести свечу», «вознести огонь» — это принятая в иврите идиома, в которой отражена сама природа огня. Если свет, исходящий от него, распространяется во все стороны, то пламя само по себе постоянно стремится ввысь. С одной стороны, в природе огня потенция к уничтожению, с другой — он может облагораживать и поднимать на более высокий уровень.
Человек создан для исполнения заповедей, а они созданы для него.
Что же здесь первично и что вторично? Человек ли является инструментом по отношению к святости или наоборот? Верно и то, и другое. Человек служит инструментом для преобразования реалий нашего мира, для наиболее полного выявления изначально заложенной в них потенции — в чем, собственно, и состоит смысл их создания.
Рабанит Нелли Ядаев.