Как должна традиционно выглядеть надгробие, могильный памятник в еврейской традиции. Для чего ставят памятник на могиле? Заповедь ставить памятник на могиле упоминается в Торе, где сообщается, что наш праотец Яаков воздвиг памятник своей жене Рахели (Берешит, 35:20). Памятник служит двум главным целям: — Обозначению могилы, чтобы близкие умершего могли посещать ее и молиться там. — Успокоению души умершего: после установки памятника душа испытывает дополнительное утешение и успокоение. Кроме того, молитвы родственников на могиле способствуют дальнейшему возвышению души. Из предписания пророка Иехезкеля отмечать цийюном найденные человеческие кости для их последующего погребения (Иех. 39:15). Цийюном чаще всего был камень , который покрывали известью, чтобы предостеречь прохожего (главным образом коhена) от соприкосновения с могилой во избежание нарушения ритуальной чистоты. Обычай устанавливать надгробия был настолько распространен, что танна (см. Таннаи) рабби Натан hа-Бавли (2 в.) предписывал остаток от собранных на похороны денег использовать на установку нефеш (Шк. 2:5). В то же время раббан Шимон бен Гамлиэль I не поощрял этого, считая, что «праведникам не принято ставить нефеш, так как памятником им служат их слова» (ТИ., Шк. 2:7, 47а; Быт. Р. 82:10). Маймонид (Майм. Яд., Хилхот авел 4:4) принял точку зрения Шимона бен Гамлиэля, но Шломо бен Авраhам Адрет считал надгробие знаком оказания почести умершему (Респонсы, №375), а Ицхак бен Шломо Лурия (Шаар hа-мицвот) и приверженцы его каббалистической школы придавали особое мистическое значение надгробию как возможности осуществления связи с душой покойного для содействия ее очищению (тиккун нефеш). В еврейской традиции запрещено использовать надгробие для посторонних целей (Санх. 48а-б) или получать от них материальную выгоду. На могилах праведников, в том числе хасидских цаддиков, принято возводить сооружения (так называемый אֹהֶל, охел, — буквально, `шатер`) с помещением, в котором посетители зажигают свечи и читают специальные псалмы. Согласно еврейскому мировоззрению кладбище больше походит на «зал ожидания», где тела покоятся в ожидании воскрешения. К сожалению, некоторые семьи тратят большие деньги на памятники сложной конструкции с разнообразными украшениями, ошибочно полагая, что тем самым они радуют душу покойного. Это глубокое заблуждение и бессмысленная расточительность. Гораздо лучше потратить эти деньги на поддержание изучения Торы или, например, приобрести святые книги и подарить их йешиве или синагоге, поскольку их использование для изучения Торы доставит бесконечную радость душе умершего и принесет ей пользу. На этих книгах следует написать имя покойного.