בס»ד
День независимости Израиля (ивр. יום העצמאות, Йом ха-Ацмаут) — главный государственный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно в память о провозглашении Государства Израиль
Пятое Ияра
5-е Ияра — это день, когда в 5708-м (1948-м) году от Сотворения мира управление частью Эрец Исраэль вернулось к еврейскому народу после 1884 лет изгнания, преследований, унижений — и ожидания избавления.
Источник Дня Независимости и название по Торе.
Тора заповедует нам:
*»И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею» (Бамидбар 33:53).*
Заповедь жить в Земле Израиля содержит, таким образом, два аспекта: «заселить землю» и «овладеть ею». Если мы даже живем в Земле Израиля, но не владеем ею, заповедь еще не выполнена. В этом веке, в период до провозглашения государства евреи уже заселили часть Земли Израиля, но не владели ею — верховная власть была сначала в руках турок, а потом англичан. Именно в День Независимости мы получили эту землю во владение, и, таким образом, осуществили заповедь, которую не могли исполнить почти две тысячи лет.
*«Твоему потомству Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат» (Берешит, 15,19).*
*«И овладеет потомство твое вратами врагов своих. И благословятся в потомстве твоем все народы земли» (Берешит, 22,17).*
*«Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной. И распространишься на запад и восток, на север и на юг» (Берешит, 28,13).*
Итак, обещание Всевышнего отдать нам Эрец Исраэль сопровождает нас уже 3700 лет, из которых мы провели в стране (как хозяева и постоянные ее жители) полторы тысячи лет. Все остальные годы, проведенные нами в изгнании, были годами тоски по Эрец Исраэль, годами предвкушения возвращения и освобождения.
Мы были подобны человеку, стоящему у окна и ожидающему прихода гонца, который должен принести долгожданную весть. Даже если гонец задержится, его будут ждать с нетерпением в любую минуту.
Даже когда судьба забрасывала наш народ на край света, он устремлял свои взоры исключительно к своей стране и никогда, даже на краткий миг, не отчаивался туда вернуться. Наш народ хранил верность Эрец Исраэль, и Эрец Исраэль хранила верность еврейскому народу, сохраняя дарованное ей изобилие для своих сыновей, возвращающихся, чтобы прикоснуться к ее земле — и ни для кого другого.
Народы мира наблюдали за нами, видели, что мы в течение всего этого периода были полны тоски и ожидания, и задавались вопросом: «Неужели эта опустошенная страна действительно ждет евреев, а они — возвращения в нее? Неужели мы своими глазами увидим чудо встречи народа со своей страной, встречи двух сердец, рвущихся друг к другу после двухтысячелетнего расставания?»
И вот, в 5708-м году от Сотворения мира, 5-го числа месяца Зив, он же — месяц Ияр, поднялись во весь рост потомки Яакова. Ноги их твердо упирались в Святую землю. Они поднялись и провозгласили:
«Эта страна, в которой мы находимся, которую мы обнимаем изо всех сил — она принадлежит нам и нашим потомкам! Власть в ней отныне будет принадлежать только ее сыновьям и наследникам, возвращающимся в страну, которая была силой у них отнята. Теперь все они вернутся с четырех концов света и вновь завладеют ею!»
В самом деле, пусть даже часть еврейского народа вернулась в Эрец Исраэль — Лик Всевышнего по-прежнему остается сокрытым. Ведь враги еврейского народа во всем мире снова набирают силу и пытаются его уничтожить, большая часть его все еще находится в изгнании — кто подневольно, а кто и по своей воле, Храм все еще разрушен…
Множество обвинений выдвигали люди, опечаленные случившимся — но их оппоненты дали ничуть не меньшее количество серьезных ответов.
Обвинители говорили: «Все то, что происходит на наших глазах, нисколько не напоминает процесс избавления, как он описан нашими пророками».
Им отвечали: «Даже если еще не наступило избавление, предсказанное и обещанное пророками, разве не обязаны мы благодарить Всевышнего за оказанные Им благодеяния? За то, что Он даровал еврейскому народу убежище в Эрец Исраэль, чтобы он жил там отдельно от других народов, пустил корни, чтобы евреи, стремящиеся вернуться в Святую землю, имели такую возможность, и враги не могли им помешать?»
Ведь еще вчера нас жестоко преследовали везде и повсюду, и даже самый слабый враг мог навязывать нам свою волю, и самый ничтожный из народов мог замышлять истребить нас, не опасаясь наказания. А сегодня мы не подвластны другим народам, более того, многих из них охватил страх перед нами. Велика слава Израиля среди народов мира, велико уважение к нему — ничего этого мы не знали почти две тысячи лет.
Неужели, обретя все это, мы не возблагодарим Всевышнего? Нет, мы обязаны благодарить Его за все, что Он уже сделал для нас, и в то же время просить Его ускорить процесс избавления, с тем, чтобы оно совершилось так, как предсказали наши пророки.
«Разве не учили мудрецы древности, что избавление подобно утренней заре, ибо приходит подобно ей — понемногу, шаг за шагом, начинаясь в полной темноте, но так, что свет непрерывно усиливается, пока не наступит день. Ведь до сих пор мы видели только самое начало избавления, первые его шаги — так что не удивительно, что тьма еще покрывает землю».
*«И Я вспомню завет Мой с Яаковом и завет Мой с Ицхаком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Ваикра, 26:42)*
Поэтому многие явления все еще остаются непонятными, и истинный смысл совершающихся событий еще сокрыт. Невозможно написать о них книгу — ибо не пришел пророк, который раскроет нам правду и объяснит ее. Ведь события такого масштаба могут быть объяснены только пророком, которому ведомы слова Всевышнего, или величайшими мудрецами поколения, когда они соберутся вместе и Сам Всевышний будет находиться среди них — или же еврейской традицией святых древних поколений, донесенной до нас из прежних времен.
Однако в традиции мы пока не находим ответа, а пророк еще не пришел, так что нам не дано раскрыть эту тайну.
Ведь Машиах, потомок царя Давида, еще не пришел, и видения пророков не осуществлены. Мы должны свято верить в то, что все слова пророков, без всякого исключения, сбудутся, что все блага, обещанные ими, станут нашими. Поэтому мы никогда не перестанем требовать осуществления всех их пророчеств — пока не увидим предреченное ими своими глазами. Тогда возрадуются наши души и сердца, и мы обратимся к Всевышнему с благодарностью за то, что Он осуществил предреченное: “Так сказал Г-сподь: “Вот Я вознесу к народам руку Мою и перед племенами подниму знамя Мое, и они принесут сыновей твоих в поле, и дочери твои несомы будут на плечах. И будут цари воспитателями твоими, и царицы — кормилицами твоими, лицом до земли кланяться будут тебе, и прах ног твоих лизать будут…”” (Йешаягу, 49:22).
И еще: “Еще скажут в слух тебе дети потерянные твои: “Тесно для меня место: подвинься, чтобы я мог поместиться”. И ты скажешь в сердце своем: “Кто родил мне этих? Я же потеряла детей своих и одинока, изгнана и покинута: кто же растил этих? Ведь я оставалась одна — эти, где они были?”” (Йешаягу, 49:20).
И еще: “Вот Я положу камни твои в сурьму, сделаю основание твое из сапфиров. И сделаю окна твои из рубинов и ворота твои — из карбункулов, и всю ограду твою — из камней драгоценных. И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и велико будет благополучие детей твоих” (Йешаягу, 54:11).
В таком случае мы обязаны восславить Всевышнего, воспеть Его деяния, возблагодарить Его за все, что Он сделал и еще сделает для Своего народа во все времена — вплоть до самого конца времен. Ибо, начиная петь и прославлять Его, мы должны делать это так, как велит нам сердце, как требует душа — ведь пока неизвестно, какой будет постоянная, установленная традицией форма этих песен и восхвалений, когда они станут всеобщим достоянием, как стали им песни и восхваления, установленные мудрецами предыдущих поколений для еврейского народа на вечные времена.
Ведь мы не сможем — до поры до времени — правильно понять и объяснить события, происходящие вокруг нас, так, как требует того Тора. Лишь Тот, Кому ведомы все тайны, понимает смысл происходящего и меру заключенного в нем блага.
- Нам же остается ждать и надеяться на то, что Всевышний укажет верную дорогу и пошлет нам Своего праведного Машиаха — в самом скором времени, уже в наши дни. Он укажет нам путь, по которому мы должны идти, и объяснит, по какому пути мы шли прежде.