Один из наиболее часто встречающихся предметов, связанных с иудаизмом, – это мезуза, прикрепленная при входе в еврейский дом и при входе в каждую из его комнат. Этот пергаментный свиток, наполненный глубоким содержанием, содержит в себе два отрывка из Торы и служит постоянным напоминанием об основополагающих идеях иудаизма.
Слушай, Израиль: Г-осподь – наш Б-ог, Г-осподь – один! Люби Г-оспода, Б-ога твоего, всем своим сердцем, и всей сво-ей душой, и всеми своими средствами. Да будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце. И за-тверди их своим сыновьям, и произноси их, сидя у себя дома, и идя по дороге, и ложась, и вставая, и повяжи их как знак на свою руку, и будут они знаками между твоими глазами, и напиши их на косяках своего дома и на своих воротах.2. Там же, 11:13-21И вот, если послушаетесь Моих заповедей, которые Я заповедую вам сегодня, – любить Г-оспода, вашего Б-ога, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой, – то дам дождь вашей земле в срок: ранний и поздний дождь, и ты соберешь свой хлеб, свое вино и свое оливковое масло, и Я дам траву на твоем поле для твоего скота, и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, как бы не обольстилось ваше серд-це, и вы не сошли с пути, и не служили чужим богам, и не поклонялись им, – чтобы не возгорелся на вас гнев Б-ога – и Он замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не даст свой урожай, и вы скоро исчезнете из прекрасной страны, которую Б-ог дает вам. Положите же эти Мои слова на свое сердце и на свою душу, и повяжите их как знак на свою руку, и да будут они головным украшением между вашими глазами. И учите им своих сыновей, чтобы произносить их, когда ты сидишь в своем доме, и идешь дорогою, ложишься и встаешь. И напиши их на косяках своего дома и на своих воротах, чтобы продлились ваши дни и дни ваших сынов на земле, которую Б-ог поклялся вашим отцам отдать им, – как дни неба над землей.(дварим, 6:4/9)
Мезуза содержит в себе основы еврейской веры.
Рабейну Бахья. Дварим 6:9 – Основные принципы еврейской веры написаны в мезузе и ты должен знать, что при рассмотрении этой заповеди нам прояснятся основы веры по Торе: Творение мира, Бо-жественное Провидение и пророчество. В первом отрывке упоминается единство Б-ога и изучение Торы, а во втором отрывке – истинность наказания и награды. Память об Исходе из Египта, во время которого происходили известные чудеса и знамениям.
Мезуза также свидетельствует о трех вещах, составляющих основу веры:
Творение мира, Провидение и пророчество… По этой причине эта вещь обозначается словом «мезуза», гематрия которого равна гематрии имени Ад-ной, Который также назван Стражем Израиля; мезуза охраняет человека снаружи, а Он – изнутри. Согласно простому объяснению, мы пишем на мезузе Имя Всевышнего «Ш-Д-Й» שדי потому, что народы мира считают, будто успех в защите дома зависит от звезд, а это Имя Всевышнего преодолевает и побеждает звезды. Так что мы пишем его для того, чтобы намекнуть, что всё влияние и благо приходит в дома от Всевышнего, а не от созвездий.,
Дварим 6:9 – Мезуза оказывает духовное влияние на мысли и на события в доме .Всё это [то есть содержащиеся в мезузе основы веры] должно быть основой всего вашего мышления и действий. Этим идеям вы должны полностью посвятить своё существование. Для достижения этого вы должны жертвовать жизнью. Эти идеи вы должны постичь, прилагая усилия, и передать своим детям. Этим вы должны заниматься с раннего утра и до позднего вечера. Они должны сопровождать вас везде, куда бы вы ни пошли, и наложить отпечаток на все ваши мысли и поступки. Будучи написанными на косяках ваших дверей и ворот, они тем самым превращают вашу личную и общественную жизнь в то место, где всё это должно быть воплощено в реальность.Все эти законы довольно определенно выражают, что мезуза с её содержанием должна, прежде всего, оказывать влияние на разум и чувства живущих и работающих в доме людей. Заповеди «И повяжи их» и «И напиши их» связаны: подобно тому, как повязывающий тфилин подчиняет посредством этого все свои мысли, стремления и поступки содержащейся в тфилин Воле Б-ога, так и прикрепляющий мезузу к жилым помещениям своего дома подчиняет тем самым свой дом, то есть всю деятельную жизнь живущих в доме, тем же самым велениям. Мезуза видна ему и всем входящим сразу при пересечении порога дома, служа предупреждением и напоминанием; поэтому он укрепил мезузу на доме, а не на своем теле, как поступил бы с амулетом. Во всех превратностях жизни люди могут рассчитывать на защиту и поддержку от Единого Всевышнего Б-ога, имя Которого по обычаю украшает мезузу снаружи, но лишь в той мере, в которой содержимое мезузы оказывает влияние на разум и чувства живущих в доме.
Осознание единства Б-ога влияет на наше поведение Человек обязан особенно тщательно относиться к исполнению заповеди мезузы, потому что она постоянно возложена на всех. Каждый раз, входя в дом или выходя из него, он встречается с Единством имени Всевышнего, вспоминает о Его любви и пробуждается от дремы и суеты, понимая, что нет ничего вечного, кроме познания Основы мира (т.е., Всевышнего), – и, как только он об этом вспоминает, сразу возвращается на праведный путь. Наши благословенной памяти учителя сказали: о том, у кого есть тфилин на голове и руке, цицит на одежде и мезуза при входе, можно уверенно сказать, что он не согрешит, потому что многие вещи на-поминает ему о Всевышнем, и эти самые вещи являются его ангелами, которые охраняют его от греха; как сказано: «Ангел Всевышнего окружает тех, кто Его боится, и спаса-ет их».
Рамбам. законы мезузы, 6:13 – Мезуза побуждает евреев вести осмысленную жизньЧеловек обязан особенно тщательно относиться к испол-нению заповеди мезузы, потому что она постоянно возло-жена на всех. Каждый раз, входя в дом или выходя из него, он встречается с Единством имени Всевышнего, вспоминает о Его любви и пробуждается от дремы и суеты, понимая, что нет ничего вечного, кроме познания Основы мира (т.е., Всевышнего)
НАГРАДА ЗА ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДИ МЕЗУЗЫ.
Талмуд, трактат Шаббат 23б – красивый дом Сказал Рав Уна: «Тот, кто тщательно выполняет заповедь зажигания ханукальных свечей, удостаивается сыновей – мудрецов Торы; тот, кто тщательно выполняет заповедь о мезузе, удостаивается красивого дома; тот, кто тщательно выполняет заповедь цицит, удостаивается красивой одеж-ды; тот, кто тщательно выполняет заповедь совершать кидуш, удостаивается бочек, полных вина».
Шульхан арух. йоре деа 285:1 – долгая жизнь Нужно быть очень осторожным с ней [то есть с запове-дью о мезузе]. Дни каждого, кто тщательно её исполняет, продлятся, и продлятся дни его потомства. А если не проявлять осторожность, то дни их сократятся.
Мезуза как защита!
Шмот 12:7 и 12-13 – защитные свойства мезузы учатся из событий ночи песаха в египте . И пусть возьмут кровь и нанесут на оба косяка и на притолоку в тех домах, в которых будут его есть… А Я пройду в эту ночь по всему Египту и поражу всякого первенца в Египте, от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу суд. Я – Г-осподь.
И будет та кровь для вас знаком на ваших домах, в которых вы находитесь, и Я увижу кровь, и миную вас, и не будет среди вас губительного мора, когда буду поражать Египет.
Мезуза защищает наш дом, но грехи могут ослабить эту защиту
«И минует Б-ог этот вход и не даст ангелу-губителю вой-ти» (Шмот 12:23). Кровь на косяках дверей – это заповедь, данная лишь на определенный отрезок времени, а не для выполнения днем и ночью, и не на все поколения. Тем не менее, эта кровь не дала ангелу-губителю войти. Мы можем сделать вывод о еще большей значимости мезузы, если сравним ее с этой кровью. В мезузе содержатся десять особых Имен. Заповедь о мезузе действует днем и ночью и дана на все поколения. Так что если кровь не дала ангелу-губителю войти, то мезуза охранит от него еще сильнее.Но что же позволяет ангелу-губителю проникнуть внутрь? Наши грехи. В книге Йирмеяу (5:25) говорится: «Ваши грехи отвратили от вас всё это добро». Также ска-зано (Йешаяу 59:2):
«Но ваши преступления отделили вас от вашего Б-ога, и ваши грехи привели к тому, что Всевыш-ний скрыл Свой Лик от вас и не слышит».11. Талмуд, трактат Менахот 33б – Божественная защита наших жилищ Сказал Рава: «Заповедано поместить мезузу в пределах тефаха от общественного владения [то есть сразу при входе в частный дом]». В чем смысл этого? Мудрецы говорят: «Для того, чтобы сразу встретиться с мезузой». Рабби Ханина из Суры говорит: «Чтобы она защитила его. Сказал рабби Ханина: «Посмотрите – люди ведут Себя не так, как Всевышний. У людей царь сидит внутри, а народ охраняет его снаружи. У Всевышнего же не так – слуги сидят внутри, а Он охраняет их снаружи, как сказано (Теилим 121:5): “Го-сподь – твой страж, Г-осподь – твоя тень, по правую руку от тебя”».
Раши, комментарий на Вавилонский Талмуд, трактат Псахим 4a – кто отвечает за установку мезузы – владелец дома или квартирант?Обязанность жильца, поскольку она [мезуза] защищает его.חובת הדר — לפי שהיא משמרתו.13. Иерусалимский Талмуд, Пеа 1:1 –
Разница между драгоценным камнем и мезузой .
Парфянский царь Артабон однажды послал нашему свя-тому учителю (рабби Йеуде Анаси) драгоценный камень и попросил прислать что-нибудь в качестве ответного подар-ка. Рабби послал ему мезузу. Царь сказал: «Я тебе послал нечто бесценное, а ты мне прислал то, что можно задешево купить». Рабби ответил: «Твое и мое имущество не сравнятся с ней в цене. Ты послал мне что-то, что я должен охранять, а я послал тебе вещь, которая будет охранять тебя, пока ты спишь», как сказано (Мишлей 6:22): «На путях твоих [в этом мире] поведет тебя…»В следующих двух отрывках из Зоара речь также идет об охранительных свойствах мезузы..
(Зоар 3: 300б) Буквы слова «мезузот» составляют также фразу «заз мавет» («смерть сдвинулась»): ангел-губитель не получил разрешения вредить и отошел от двери.
Там же,( Рут 103б )К входу, на котором есть мезуза…, не приближается ничего плохого.
Талмуд, трактат Авода Зара 11a – Хотя иудаизм и не занимается активным привлечением прозелитов, содержащийся в мезузе смысл вдохновил отряд римских солдат на принятие еврейства Онкелос, сын Клонимуса принял гиюр. Император (Адриан, разгневавшись) послал за ним солдат. Но Онкелос стал беседовать с ними о Торе, и его слова произвели на них столь сильное впечатление, что солдаты решили перейти в еврейство. Тогда император послал еще один отряд солдат, которым было приказано не вступать с Онкелосом ни в какие рассуждения. Солдаты схватили Онкелоса и готовились уже доставить его обратно в Рим, тогда он спросил их, может ли он сказать им одну только вещь. «Принято, что младший офицер держит факел, светя старшему, старший офицер держит факел, светя игемону, игемон держит факел, светя императору, а кому император держит факел?»Ответили ему солдаты: «Император никому не должен держать факел».Тогда Онкелос сказал им: «Всевышний, Царь царей все-го мира, несет факел, которым он освещает путь еврейско-му народу, и как сказано в Торе: «Б-ог шел перед ними днем столбом облачным, ночью огневым столбом, чтобы осве-тить им путь».Услышав слова Онкелоса, эти солдаты тоже стали прозелитами.Тогда император в третий раз послал своих солдат и приказал им совсем не разговаривать с Онкелосом и не слушать ни одного его слова. Когда солдаты выводили его из его дома, Онкелос остановился, поцеловал мезузу на двери и спросил конвоиров, знают ли они, что это? «Скажи ты!» — сказали солдаты, забыв о приказе. Ответил им Онкелос: «Онкелос ответил: «Смертный царь живет во дворце, а его стража стоит у ворот. А Всевышний позволяет Его слугам спокойно находиться внутри жилища, в то время как Он охраняет их снаружи, как сказано: «Б-г охраняет тебя при твоем выходе и при твоем входе отныне и во веки веков.» Эти легионеры тоже перешли в иудаизм, и более император не посылал солдат за Онкелосом.»
Заповедь написать и прикрепить мезузу. Кицур Шульхан Арух 11:1 – несколько комнат повелевающая заповедь – прикрепить мезузы ко всем входам. И даже когда у человека несколько комнат и в каждой комнате несколько дверей для входа и выхода, несмотря на то, что обычно он пользуется лишь одной из них, на всех них должны быть мезузы. И даже если уменьшилось число жильцов (против того, что было раньше) и теперь требуется только одна дверь, все равно мезузы должны быть на всех дверях.19. Вавилонский Талмуд. Трактат Йома 11б –
Учили мудрецы: «Синагога, дом, принадлежащий женщине, и дом, принадлежащий нескольким владельцам, должны иметь мезузу». Разве это не очевидно и так? [Если бы мудрецы этого не сказали,] можно было бы подумать, что если написано «твоего дома», а не «ее дома» или «их дома», то тогда такие люди освобождены от этой заповеди. Но обсуждаемое высказывание мудрецов приходит научить нас, что это не так. А почему бы, действительно, не сказать так? Потому что сказано (Дварим 11:21): «Чтобы умножились ваши дни и дни ваших детей» и поскольку это способствует долголетию, то к женщинам и к нескольким совладельцам эта заповедь также относится. Почему же тем не менее написано «твоего дома» (бейтеха)?
Чтобы сообщить нам ту деталь закона, на которую указал Рава: что это на-мекает на уподобление тому, как ты входишь (биатха): как человек начинает идти с правой ноги, так и мезузу следует прикрепить с правой стороны от входящего.
Рамбам. законы тфилин и мезузы 5:4 – Важная заповедь, а не амулет «на счастье» По распространенному обычаю пишут Имя Ш-Д-Й с на-ружной стороны мезузы, напротив промежутка, разделяющего два отрывка. Нет в этом ничего плохого, поскольку эта надпись находится снаружи.Однако люди, которые пишут на мезузе внутри имена ангелов, Имена Всевышнего, отрывки из Торы или знаки, относятся к категории тех, кто не имеет удела в будущем мире. Эти глупцы не только не выполняют заповедь, но при этом ещё берут важную заповедь, которая включает в себя .
Мезуза единство Имени Всевышнего, любовь к Нему и служение Ему, и превращают эту заповедь в какую-то камею (магический амулет), чтобы та приносила им пользу согласно их глупым представлениям.
Как прикреплять мезузу ?
Мезуза должна быть прикреплена справа от входящего. А если человек прикрепил ее слева, она непригодна для исполнения заповеди, и следует, сняв ее, прикрепить справа и произнести на нее благословение. И нет разницы в этом законе между левшой и правшой.Два прилегающих друг к другу дома, у каждого есть свой выход на улицу или во двор, в разделяющей их стене тоже есть дверь, но неясно, на какой стороне этой двери надо прикрепить мезузу, – в таком случае руководствуются расположением петель. А именно: по стороне, в на-правлении которой открывается дверь, подвешенная на петлях, определяют «главный» дом, и мезузу прикрепляют справа от входящего в этот («главный») дом. Но это верно только в случае, когда оба дома используются одинаково. Однако в случае, когда главным считается один дом, не руководствуются расположением петель, но всегда прикрепляют мезузу справа от входящего в дом, который считается главным, – даже если дверь открывается внутрь другого.Место мезузы (на косяке) – в начале верхней трети высоты ворот. Если прикрепил ее выше этого места, мезуза кашерна при условии, что от нее до притолоки не меньше одного «тэфах». Но если прикрепил ее ниже верхней трети – надо ее снять и прикрепить правильно, произнеся благословение. В случае, когда прикрепил ее на расстоянии меньше «тэфах» от притолоки – также надо ее снять и прикрепить правильно, но уже без благословения на нее. Относительно ширины косяка – прикреплять мезузу надо на расстоянии не больше, чем «тэфах» от наружной части входа. Но если сделано иначе, мезузу не надо прикреплять заново.
Как прикрепляют мезузу? Сворачивают ее от конца к началу – от слова «Эхад» («Один») к «Шма» – и кладут в трубочку или любой футляр, прикрепив гвоздями к косяку двери и располо-жив наклонно. Причем верхний ее конец – со строкой «Шма» – наклонен внутрь дома, а ниж-ний – с последней строкой молитвы «Шма» – наружу. Но если косяк двери недостаточно широк, лучше прикрепить ее вертикально, чем прикреплять сзади двери. Если мезузу не прикрепили, а просто повесили – она непригодна. Поэтому надо проверить, чтобы сверху и снизу она была прибита гвоздями, но не просто висела.Перед прикреплением мезузы надо произнести благословение «Который освятил нас Своими заповедями и дал нам заповедь прикреплять мезузу». Если человек прикрепляет несколько мезуз – для всех достаточно одного благословения. Если мезуза упала сама по себе и теперь прикрепляет ее заново, также надо произнести благословение. Однако, по поводу случая, когда снял ее для проверки, в законе есть сомнение, надо ли снова произносить благословение.
Рабанит Нелли Ядаев.