Наша НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА БЕШАЛАХ учит нас как первый раз Вс-вышний отнесся с пониманием к страху евреев перед призраком голодной смерти. «И ВОЗРОПТАЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ НА МОШЕ И АhАРОНА В ПУСТЫНЕ. И СКАЗАЛИ ИМ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ: «ЛУЧШЕ БЫ НАМ УМЕРЕТЬ ОТ РУКИ БОГА В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, КОГДА МЫ СИДЕЛИ У ГОРШКА С МЯСОМ И ХЛЕБ ДОСЫТА ЕЛИ, ВЕДЬ ВЫ ВЫВЕЛИ НАС В ЭТУ ПУСТЫНЮ, ЧТОБЫ УМОРИТЬ ВСЕ СОБРАНИЕ ЭТО ГОЛОДОМ!» (Шмот 16:2-3). Тот, Кто сумел разверзнуть море, сможет и накормить любое количество людей. И Б-г удовлетворил их просьбу: Вс-вышний возвестил через Моше Рабейну, что раз в день, с утра, Он будет посылать народу своему «хлеб с небес». И это будет не просто еда – это будет испытанием. Но прежде чем мы узнаем, в чем оно состояло, выясним, что же этот хлеб представлял собой. На древнем иврите вопрос «что это?» звучит «ман hу?», и отсюда название данного продукта – «ман». Ман представлял собой мелкое белое драже, которое выпадало с утра на слой росы, и затем второй слой росы покрывал его, как герметичная упаковка. Ман, не собранный до времени, пока солнце не начинало припекать, испарялся вместе с росой. Кроме этого, ман обладал несколькими поразительными свойствами, ставящими его в один ряд с самыми большими чудесами и знамениями, произошедшими с Народом Израиля. Вот эти качества: – Ман имел вкус той пищи, о которой думал человек во время еды – Его можно было собрать только определенное количество на человека – тот, кто пытался собрать больше, чем было положено, убеждался, что, дойдя до определенного уровня, ман в его суме не прибывает, не смотря на его усилия. – Ман выпадал для каждого человека на различном расстоянии от его шатра: праведники собирали его у порога, средние люди – в пределах стана, а злодеи и нечестивцы вынуждены были проводить несколько часов за пределами лагеря, чтобы набрать себе достаточно мана. А если кто-то пытался собирать ман ближе, чем это позволял ему его духовный уровень, то сколько бы горстей он не клал себе в торбу, она все равно оставалась пустой. – Ман можно было готовить любым способом, или есть сырым – Ман полностью усваивался организмом, не оставляя отходов – Ман нельзя было накопить впрок. Если его не съедали до утра, он загнивал и становился отравой, кишащей червями. С помощью мана Вс-вышний показал евреям два аспекта Шабата, который даровал им тут же, в пустыне, во время пути к горе Синай: «Шамор» и «Захор» – «Храни день Шабата» и «Помни день Шабата», т.е. запретительные и предписывающие заповеди Седьмого Дня. Аспект «Храни…» выражался в том, что ман не выпадал в Шабат. По повелению Творца, Моше поместил омер мана в сосуд для хранения, чтобы увидели это чудо следующие поколения, дабы напоминать евреям о том, что их пропитание – в руках Творца. «Сказал Моше Аарону: Возьми один сосуд, наполни его в полную меру маном и поставь перед Всевышним (в Храме) для хранения во всех поколениях». (Шмот, 16:33). Этот сосуд хранился в Мишкане, а позднее – в Храме, , без порчи и червей вплоть до периода правления царя Иошияѓу, который во время разрушения Храма спрятал сосуд (вместе с другой драгоценной утварью из Храма) в укромное место. Иошияѓу знал, что, в конце концов, Храм будет разрушен, и он не желал, чтобы ман достался врагам. Наши мудрецы рассказывают, что, когда во времена пророка Ирмеяѓу сыны Израиля забросили изучение Торы, утверждая, что им нужно зарабатывать на пропитание детей и семьи, пророк вынул сосуд с маном, который хранился в Храме, и показал его народу. «Вы видите это! — воскликнул он, указывая на ман, — Ваши отцы погрузились в изучение Торы, и поэтому Ѓа-Шем удовлетворял их нужды. Вы обязаны изучать Тору. Знайте, что у Всевышнего много способов поддержать тех, кто испытывает перед Ним трепет!» «Просили – и принес Он перепелов, и хлебом с небес их насытил.» Из этих строк можно заключить, что этот «хлеб» формировался в высших мирах, а затем по особым каналам спускался к сынам Израиля.