Дождь несет нам множество благ, поэтому во все времена ждали и просили Всевышнего, чтобы он пришел вовремя.
Начиная с 7 Хешвана начинаем в земле Израиля просить дожди в молитве Шмонэ эсре (18 благословений) и говорить «Вэ тен таль у матар лэвраха» (И дай росу и дождь для благословения). За пределами страны Израиля начинаем просить о дожде через 60 дней после начала осеннего периода
Мы продолжаем упоминать дождь в молитве вплоть до первого дня праздника Песах: во время утренней молитвы еще упоминается дождь, а во время мусафа мы уже говорим о росе.
Каким смыслом в Торе дождь обладает?
В Торе дождь обладает особым смыслом и значением
В Торе дождь посылается в знак особого вознаграждения Творца за соблюдение Б-жьих заповедей: «Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, Я дам ваши дожди в своё время, и даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои» (Ваикра 26:3-4). И, напротив, Тора предупреждает, что если евреи не будут следовать Б-жественным установлениям, Б-г сделает небо «как железо», с которого не упадёт ни капли дождя (Ваикра 26:18-20).
В Талмуде обильный дождь сравнивается с Божьей благодатью, посылаемой людям, как награда, с целью укрепить нас и “подпитать” духовно, так как дождь является нашей физической поддержкой. Рабби Йеѓуда сравнил «День дождей» с «Дарованием Торы», отметив, что мудрецами Торы найдено сравнение Писания с живительным дождём: «Изольётся, как дождь, Моё наставление, иссочится, как роса, моя речь, как дождевой ветер на поросль и как дождь на траву» (Дварим 32:2; Таанит 7а).
В Вавилонском Талмуде, в трактате Таанит (7а и 8б), приводится несколько чудесных изречений. Следует вникнуть в их смысл. «Велик день дождей, как день, в который были созданы небо и земля». Это изречение можно объяснить в свете вышесказанного: что само нисхождение дождей, то есть материальных сил, с неба на землю в чем-то подобно Сотворению мира. Вот еще одно изречение: «Велик день дождей, как день, в который была дарована Тора, как сказано: “Польется, как дождь, учение мое, закаплет, как роса, речение мое, как мелкий дождь на зелень и как капли на траву” (Дварим, 32:2)».
Почему же день дождей столь велик?
Это можно объяснить следующим образом. В этом стихе дождь назван словом «матар», которое обозначает очень сильный дождь, ливень. В трактате Таанит (5б) сказано: «Матар – хозяин земли». В молитве Шмоне эсре («Восемнадцать благословений»), в благословении лет, мы говорим: «И пошли земле благодатные росу и дождь». Маѓараль из Праги в книге «Тиферет Исраэль» (83) объясняет: человек называется на иврите «адам» от слова «адама» («земля»), ибо он подобен земле тем, что его предназначение в этом мире – реализовать силы, скрытые в его душе, как земля реализует с помощью дождей тот великий потенциал, что заложен в ней. Об этом сказано (Йешаяѓу, 55:10-11): «Ибо как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, а поит землю, и оплодотворяет ее, и делает ее производящей, и дает семя сеющему, и хлеб тому, кто ест, таково будет слово Мое, которое исходит из уст Моих, – не возвратится оно ко Мне пустым, ибо сделает то, чего желал Я, и преуспеет в том, для чего Я послал его». «… и туда не возвращается» – не имеется в виду, что не возвращается вовсе, а не возвращается в том же состоянии, как попал на землю. Ведь дождь, нисходя с неба, поит землю, и она дает жизнь растениям. Капли же дождя возвращаются на небо, чтобы затем вновь вернуться на землю.
«В Суккот на Небесах выносится приговор о воде» – во второй день Творения Создатель отделил высшие воды от нижних вод. Высшие воды – это воды, что над небесным сводом.
Мы не знаем точно, что имеется в виду, возможно, это некое духовное понятие. Нижние воды – это те воды, что находятся под небесным сводом, воды, знакомые нам.
Это воды морей, рек, колодцев и источников. Дождь является связующим звеном между высшими и нижними водами. По мнению рабби Йеѓошуа в трактате Таанит (9а), дожди ведут свое происхождение прямо от высших вод, а по мнению рабби Элиэзера, воды океана испаряются, превращаются в облака и выпадают обратно на землю в виде дождевых капель – процесс, знакомый всем нам как «круговорот воды в природе». В Писании об этом сказано: «И окружил Себя мраком, (как) шатрами, скоплением вод облаков небесных» (Шмуэль 2, 22:12). Представляется, что в словах рабби Элиэзера заложена глубокая духовная идея: что дождь, по сути, это материальное выражение Божественности, нисходящей с Небес.
Процесс, который мы описали, перекликается с понятием «общемировой процесс возвращения к Всевышнему» из учения рава Кука. При Сотворении мира Святой, благословен Он, создал и ниспослал в мир духовные силы, призванные в конце концов возвратиться к своему Источнику наверху. Наша миссия – обнаружить и выделить духовный элемент материальных предметов и явлений и вознести его обратно к Божественному источнику. Возможно, на этот процесс намекают слова молитвы: «Поднимающий ветер и посылающий дождь». Цель дождей – «поднять ветер», то есть вознести обратно на Небеса отобранную и исправленную частицу святости. Таким образом, вода, и именно вода, выражает идею общемирового процесса возвращения к Всевышнему. Владыка мира постановил, что каждый год будут идти дожди, которые будут давать жизнь и поить землю. Об этом сказано: «Ибо, как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, а поит землю, и оплодотворяет ее, и делает ее производящей, и дает семя сеющему, и хлеб тому, кто ест, таково будет слово Мое, которое исходит из уст Моих, – не возвратится оно ко Мне пустым, ибо сделает то, чего желал Я, и преуспеет в том, для чего Я послал его» (Йешаяѓу, 55:10-11). В Суккот же воды возвращаются к своему Источнику, как писал об этом Раши в комментарии к главе Ваикра: «Союз заключен с водой» – в час, когда нижние воды были отделены от высших, им было обещано, что они будут вознесены на жертвенник при исполнении заповеди возлияния в праздник Суккот.
Дождь уподобляется Торе, см. слова Моше Рабейну (Дварим 32:2): «Польется, как дождь, учение мое, закаплет, как роса, речение мое». Мидраш (Сифри там) вновь поясняет: как дожди — жизнь миру, так и Тора — жизнь миру! И это не просто «высокие слова»; в другом месте сказано (Ирмияу 33:25): «Если бы не союз Мой (изучение Торы) днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я»! Великий каббалист, ученик Виленского Гаона, раби Хаим из Воложина (Нэфеш а-Хаим 2:6) пишет, что со дня дарования Торы все мироздание держится только на ее постоянном изучении. И если бы в мире хоть одно мгновение не было слышно слов Торы, он немедленно вернулся бы в первоначальный хаос (к состоянию, когда не были установлены законы неба и земли). Таким образом, те, кто посвящает свое время изучению Торы, непосредственным образом поддерживают существование всего мироздания. И, действительно, Талмуд называет мудрецов «строителями» (Шабат 114а и др.), т.к. они постоянно заняты «строительством» (поддержанием) мира.
В трактате Таанит сказано:
1. День, в который спускается дождь, приравнивается ко дню, в который была дарована нам Тора и в который были созданы небо и земля. 2. Не спускается дождь, пока не прощат Всевышний грехи Израиля. 3. В этот день маленькая монета, которая в кармане, тоже получает благословение. 4. Велик этот день и тем, что останавливают даже военные действия (в ожидании благоприятной погоды) 5. В Талмуде приводится молитва раби Йегуды: «Благодарим Тебя за кажду каплю, которую Ты спустил с небес». Из этого видно, что дождь рассматривается как цельное творение, в котором каждая капля и каждый элемент имеет особое место и значение. 6. Трактат Таанит: «Три ключа есть у Всевышнего, которые не дают людям: ключь от дождя, ключь роженицы (только Всевышний знает когда женщина родит и когда пойдет дождь) и ключь воскрешения мертвых». То есть, Дождь не является обычным природным явлением, которое можно объяснить обычными законами физики. 7. Сказано про дождь: «И открет Он сокровищницу свою и даст дождь в нужное время». Когда Всевышний открывает свою сокровищницу, это час, когда в мире раскрывается Его милосердие и любовь. Именно поэтому, в этот наши молитвы могут быть приняты, ведь небесные врата открыты.
8. Из книги Берешит мы видим, что пока не был создан человек, не спускался дождь. Только после молитвы Адама на землю спустились первые капли благословения.