בס»ד
Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху?
В большинстве еврейских общин во время Пасхального Сейдера ставят добавочный бокал вина, помимо бокалов для сотрапезников — бокал пророка Элиягу. Согласно преданию, Элиягу приходит в каждый еврейский дом, где справляют Сейдер.
После трапезы, прежде, чем продолжать читать Пасхальную Гагаду, раскрывают настежь двери. Присутствующие встают и торжественно объявляют: «Благословен входящий!», имея в виду пророка Элиягу.
Этот обычай укрепляет веру в грядущее избавление,
так как в Нисане спасены были предки наши, и в Нисане же мы будем избавлены.
Самым распространенным является объяснение из комментария Мишна Брура: этим мы выражаем надежду на то, что так же, как Б-г вывел Свой народ из Египта, так в ближайшем будущем Он пошлет нам окончательное Избавление, провозвестником которого будет пророк Элияу.
Именно в Песах, праздник Избавления, мы обязаны выпить четыре бокала вина — соответственно четырем обещанием, которые Всевышний дал сынам Израиля в Египте об Исходе:
Обязаны ли мы пить пятый бокал?
Мнения мудрецов разошлись. Мы его не пьем в тот же вечер, но наливаем «в честь Элияу».
Именно из-за сомнений по поводу статуса этого бокала его называют «БОКАЛ ЭЛИЯУ».
Ведь именно этот пророк должен разрешить все сомнения в Законе, которые не разрешили мудрецы. В среде изучающих Талмуд принято расшифровывать слово ТеИКУ, означающее, что вопрос остается нерешенным, как Тишби Йетарэц Кушиёт Увэаёт — «Тишбиянин (Элияу) разрешит трудности и проблемы».
Мудрецы прежних великих поколений говорили, что пятый бокал, соответствующий словам Торы «и введу», указывает на последнее, окончательное избавление, которое возвестит нам пророк Элияг̃у после того, как падут царства Гога и Магога, – пятый и последний угнетатель, который придет на смену четырем царствам, угнетавшим Израиль. Пасхальная ночь – лейл шимурим, ночь, когда нас охраняет Всевышний, – в первой своей половине посвящена освобождению от египетского рабства, а во второй – окончательному освобождению, которое должно наступить в наши дни. Поэтому мы отмечаем в эту ночь приход пророка Элияг̃у.
Пророк Элияг̃у – вестник нашего союза с Всевышним. Он свидетельствует перед Ним о том, что мы выполняем заповедь обрезания и пасхальные заповеди. За это мы удостоимся в свой час полного освобождения, которое он возвестит.
Магараль из Праги писал, что когда мы (в пасхальную ночь) открываем дверь в честь пророка Элияг̃у и ожидаем его немедленного прихода, непосредственно перед тем, как прочитать фрагмент Г̃агады, начинающийся словами «Пролей свой гнев», следует прочесть следующую молитву:
«МИЛОСЕРДНЫЙ, ОН ПОШЛЕТ НАМ ПРОРОКА ЭЛИЯГ̃У, поминаемого к добру, который принесет нам добрые вести, спасение и утешение, как сказано у пророка:
«Вот Я посылаю к вам пророка Элияг̃у перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного. И возвратит он сердце отцов сыновьям и сердце сыновей отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением» (Малахи, 3,23).
Рабанит НЕЛЛИ ЯДАЕВ.