БЛАГОСЛОВЛЕНИИ НА ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ это одно из самых редких благословений, произносимое лишь раз в год в течение определенного промежутка времени.
Это благословение связано с одним из очень важных понятий иудаизма — реинкарнации душ. Мы знаем, что наш мир состоит из 4х основ: неживая природа, растения, животные и люди. Эти четыре сущности соответствуют буквам тетраграмматона и поэтому мы должны молиться обо всех их. По мнению Аризаля, приведенному в книге «Торат аГильгуль», есть души, которые не могут попасть не в рай ни в ад, и более того, они не могут вернуться вновь в наш мир. Эти души, у которых нет исправления, имеют лишь единственную возможность в году спуститься в наш мир — во время цветения плодовых деревьев в месяце нисан. Поэтому, когда мы произносим это благословение, мы исправляем эти души, и поднимаем их. По мнению Аризаля, с этим связанно то, что мы произносим «создал в нем прекрасные создания, прекрасные и добрые деревья». Это является объяснением того, почему мы упоминаем «прекрасные создания», когда речь идет вроде бы о деревьях. Здесь имеются ввиду реинкарнации вышеупомянутых душ. Так же об этом писал рав Хаим Йосеф Давид Азулай в книге «Морэ баЭцба» (7,197): «нужно произносить это благословление с настроем на исправление душ попавших в деревья и травы и нужно просить о них милосердия у Творца. Об этом же писал рав Хаим Паладжи в книге «Моэд леколь Хай» (1,6): «Это большое поднятие для душ, которые реинкарнировались в неживую природу и растения. Источником для всего этого является книга «Зоар», часть 3, лист 196 (в свободном переводе): «Души из высшего мира блуждают в дни нисана и через благословление они удостаиваются возвышения, и молятся о живых».
Существует хороший обычай, после произнесения благословения дать цдаку, состоящую из трех монет, (связь с тремя частями нашей души — нефеш, руах и нешама).
Деревья дают нам надежду. Они показывают нам, как после периода опустошения, жизнь вновь бьет ключем, и все начинается сначала, и как после зимнего бесплодия начинается обновление. Творец, который может распустить цветы на бесплодном дереве, может так же привести нас к эпохе избавления, Геуле. Традиция зовет нас выйти в поля, чтобы мы могли собственными глазами увидеть, как Творец любит нас, людей, вне зависимости, достойны мы этого или нет. Мы благодарим и молимся с сердцем, наполненным надежной, что подобно тем голым ветвям, начавшим цвести, и для нас открылся новый период- период Геулы, в которой удостоимся жить мы, и наши дети.
Бен Иш Хай, виденье цветущих деревьев учит нас тому, что как дерево, которое было сухим и оголенным в течении зимы, расцветает, так же и мы, должны пробуждаться и так же, как меняется природа, мы должны вспоминать что Творец дал нам все необходимое для самообновления.
Впервые упоминается в ТаНаХе о ЦВЕТЕНИИ
в книге( БЕМИДБАР 17, 17- 24)
20. И будет: муж, которого Я изберу, его посох расцветет.
«17. Говори сынам Исраэля и возьми у них по посоху от отчего дома от всех их предводителей по дому отцов их, двенадцать посохов, каждый имя свое пусть напишет на своем посохе. 18. И имя Аарона напиши на посохе Леви, ибо один посох от главы дома их отцов 19. И положи их в шатре собрания пред свидетельством, где Я дам встретить Себя вам. 20. И будет: муж, которого Я изберу, его посох расцветет. И утишу (отведу) от Меня ропот сынов Исразля, который они поднимают на вас. 21. И говорил Моше сынам Исраэля, и дали ему все их предводители по посоху от каждого предводителя по дому их отцов, двенадцать посохов, и посох Аарона среди их посохов. 22. И положил Моше посохи пред Господом в шатре свидетельства. 23. И было на следующий день, и пришел Моше в шатер свидетельства, и вот расцвел посох Аарона от дома Леви. И дал цвет, и образовал завязь, и дал созреть миндалю. 24. И вынес Моше все посохи от Господа ко всем сынам Исраэля, и увидели они, и взяли каждый свой посох.
(Шемот 25, 31-34) 31. И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. 32. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны. 33. Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. 34. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы.
☝ *Какое благословение говорят*?
*«Барух ата Ад-най, Элоѓейну мелех ѓаолам, шело хасер бе оламо клум, убара бо брийот товот, ве иланот товот, леѓенот баѓем бней адам» («Благословен Ты, Господь, Бог наш, Который ничем не обделил мир и сотворил в нем создания хорошие и деревья отменные для наслаждения человека»).*
Изначально «Биркат а-иланот», благословляют на цветущие, фруктовые деревья сначала месяца нисан и до его завершения. В месяц адар благословлять на цветущие фруктовые деревья не разрешается.
Если деревья не цвели в месяц нисан, а зацвели в месяц ияр (следующий, за нисаном месяц), разрешается в месяц ияр сказать «биркат а-иланот».