. בס»ד
Как вы помните, субботу встречают благоуханием трав и ветвей ароматических растений. Так мы приветствуем «дополнительную душу». И провожаем ее так же, благовониями в серебряном сосуде для Авдалы.
Мидраш рассказывает, что Адам ударил камнем о камень и высек искру. Таким образом, открытие огня было первым физическим актом созидания, совершенным человеком.
«Почему благословения произносятся над огнем? Огонь впервые был добыт на исходе первой Субботы после сотворения мира» (Талмуд, трактат «Псахим», 53).
Обряд Авдалы, разделения между святостью Субботы и буднями, отмечается ритуалом, в котором используется огонь. В течение всей Субботы мы соблюдали запрет зажигать огонь, теперь же вступают в действие иные законы, законы рабочих будней.
Не принято, чтобы женщины пили вино, оставшееся от Авдалы.
Почему? Согласно мнению, приведенному в Талмуде, Хава дала Адаму отведать вина, которое она сама выжала для него из винограда, что и стало причиной греха. Таким образом, воздерживаясь от вина во время Авдалы, женщины исправляют ошибку, допущенную прародительницей.
На исходе Субботы ее принято продлевать за счет наступающих будней. Суббота заканчивается, когда на одном участке небосвода покажутся три звезды средней величины. После выхода звезд читают вечернюю молитву Маарив, и лишь затем проводят обряд Авдала — «разделение», как бы проводящий границу между святостью субботнего дня и буднями.
Женщины обычно не совершают Авдалу, но если нет другого выхода, они должны провести этот обряд сами.
Как и во время дневного Кидуша, для Авдалы можно использовать не только вино, но и иные напитки из тех, что подают как угощение гостям в этой местности, даже кофе и чай. Наполняют кубок до тех пор, пока немного жидкости не прольется, как символ достатка и изобилия, «льющихся через край».
Совершающий ритуал держит кубок в правой руке, а благовония – в левой.
Зажигают особую свечу, у которой есть по меньшей мере два фитиля, или две обычные свечи, но при этом держат их так, чтобы пламя одной соприкасалось с пламенем другой.
Обычно свечи во время Авдалы держат дети.
После благословения над пламенем свечи принято посмотреть на его отблеск на ногтях.
Авдала:
«Вот он, Бог, спаситель мой; спокоен я и не страшусь, ибо Бог – сила моя, и [ему -] моя песня, и Он даровал мне спасение. Будете вы черпать, ликуя, воду из источников спасения! Наше спасение – от Господа; да пребудет на народе твоем благословение твое вечно! Господь воинств с нами; Бог Яакова – наш оплот вовеки! Господь воинств, счастлив человек, полагающийся на тебя! Господь, спаси нас! Ответь нам, Владыка, в день, когда мы взываем к Тебе. У иудеев были светлые дни, и веселье, и ликованье, и достоинство. Да будет так и с нами! Чашу в благодарность за свое спасение подниму и к имени Господа воззову!»
Над вином произносят: «Господа мои, прошу внимания!
Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!»
Над благовониями произносят: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший ароматные вещества!»
Над огнем: «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, создавший свет пламени!»
«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других] народов, седьмой день от шести рабочих дней! Благословен ты, Господь, отделивший святое от будничного!»
Выпивают бокал вина
Свечу гасят, окунув ее в остатки вина или просто залив ее пламя из кубка, символизируя изобилие, а также показывая, что свеча была зажжена только ради исполнения обряда.
Распространен обычай после Авдалы обмакнуть кончики мизинцев в остатки вина (или иного напитка) и затем коснуться ими век, ушей и карманов.
Вино из кубка, над которым совершили Авдалу, не дают попробовать никому из присутствующих, особенно женщинам.
Рабанит Нели
Молитва раби Леви Ицхака, бен Сара Соша из Бердичева на исходе субботы.
Эта молитва найдена в его рукописях со следующей припиской: «Пусть мужчины, женщины и дети говорят эту просьбу на исходе каждой Святой Субботы перед авдалой 3 раза. И я уверен, что их безусловно будет ожидать удача — с Б-жьей помощью!»
И мы выполняем завещание великого хасидского ребе — каждый исход субботы читаем трижды перед церемонией отделения субботы от будней!
Шавуа тов! Хорошей недели! Благословенной недели!