בס»ד
Асара Бе Тевет
10день месяца Тевета верующие евреи всего мира справляют траур и постятся в память об начале осады Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором .
В более же широком смысле это – пост и скорбь по разрушенному Храму и изгнанию из Эрец-Исраэль.
Осада была длительной и очень тяжелой для находящихся в городе евреев, и, в конечном итоге, завершилась захватом и разрушением Иерусалима, сожжением Первого Храма, построенного царем Шломо (Соломоном) и высылкой евреев в Вавилон.
Мудрецы и пророки того времени постановили, что этот день будет днем молитвы и поста для всех будущих поколений, как в Израиле, так и в
диаспоре.
В Танахе сказано: «И было слово Всевышнего ко мне в году девятом, в месяце десятом, в десятый (день) месяца: «…запиши себе дату этого дня, день этот. Приблизился царь Вавилона к Иерусалиму в тот самый день» (книга пророка Иехезкеля, гл. 24, ст. 1-2).
С того дня, когда сыны Израиля вошли в Эрец Исраэль, и до изгнания их оттуда вавилонским царем Навухаднецаром прошло 850 лет.
Через 440 лет после начала завоевания Эрец Исраэль царь Шломо построил Иерусалимский Храм, простоявший 410 лет.
Сыны Израиля пришли в Эрец Исраэль, чтобы поселиться в ней навеки, как обещал им Всевышний (Берешит, 13): «Ибо всю эту землю Я отдам тебе и твоему потомству навечно». Однако Он поставил им одно условие (Ваикра, 20): «Соблюдайте же все Мои постановления и все Мои законы, исполняйте их, дабы не исторгла вас земля, в которую Я веду вас, чтобы вы жили в ней».
Из двадцати одного поколения евреев, живших в Эрец Исраэль до разрушения Первого Храма, лишь некоторые соблюдали заповеди Всевышнего и Его законы. Евреи оскверняли страну идолами, поклонялись ашерот — культовым деревьям, падали ниц перед изваяниями.
Поэтому Всевышний разгневался на народ Израиля и послал ему пророков, которые должны были вернуть его к Торе, к исполнению заповедей… Но и пророки взывали к сынам Израиля напрасно.
Вот что написано об этом в Танахе (Диврей Гаямим II, 36):
«…Главы священников-когенов и всего народа восприняли все мерзости [языческих] народов и осквернили Дом Г-спода, который Он освятил в Иерусалиме. И обращался к ним Г-сподь Б-г их отцам многократно, через посланников своих, предупреждая, ибо жалел Он Свой народ и Свою обитель Но они оскорбляли посланников Б-га и презрели Его слова, и насмехались над Его пророками, пока не разгневался Г-сподь на Свой народ так, что уже не было исцеления.»
Наши мудрецы сказали’ «Еврейский народ уподобился людям, укрывшимся от дождя под плащом и тянущим его каждый на себя Если они будут упорствовать, то порвут плащ на куски».
«И вот, на девятом году царствования [Цидкиягу], в десятом месяце, на десятый день, пошел Навухаднецар, царь Вавилона, он и его войско, против Иерусалима и расположился станом вокруг него; и построили вокруг него осадную стену. И был город в осаде до одиннадцатого года [царствования] царя Цидкиягу. На девятый день четвертого [месяца] голод в городе усилился и не стало хлеба у народа. И проломлена была стена города…» (Млахим, II, 25)
«А в пятый месяц, в десятый день месяца… пришел в Иерусалим Навузардан, начальник телохранителей. И сжег он Дом Г-спода и дом царский, и все дома в Иерусалиме .. И все стены вокруг Иерусалима были разрушены… И остаток простого народа изгнал Навузардан, начальник телохранителей.» (Йирмиягу, 52)
Таким образом, бедствие, постигшее Израиль, началось десятого Тевета, когда Иерусалим был осажден. Защитники его ослабевали от голода, пока, наконец, город не попал в руки врага. Храм был сожжен, а жители Иудеи угнаны в плен.
10 Тевета произошло еще одно печальное событие, косвенно связанное с уничтожением еврейского государства, но в духовном смысле – стоящее с ним на равных. В этот день был закончен перевод Торы на греческий язык (знаменитая «Септуагинта»). Мудрецы сравнивают это событие с ужасным грехом воздвижения золотого тельца, поскольку считается, что невозможно перевести Тору на другой язык, не исказив ее смысла.
Рабанит Нелли Ядаева.