Нередко участие ангелов вносится Агадой в библейское повествование там, где о них в тексте даже не упоминается. Так, например, когда Б-г желает создать человека, ангелы спрашивают: «Зачем Ты создаёшь его?» (Бэрейшит Рабба 8, 5). Ангел с поднятым мечом в руке охраняет Сару от фараона, готовый прийти ей на помощь, как только это потребуется. Пять ангелов являются Агари. Ангел ведёт Ривку к колодцу (Бэрейшит Рабба 41, 2; 45, 10; 59, 14). Когда Авраам уже готов принести Ицхака в жертву, ангелы вмешиваются и протестуют против такого страшного дела, задуманного Б-гом. Ангелы же переводят животных из стада Лавана в стада Яакова (Бэрейшит Рабба 73, 8). По мнению агадистов, слова Бэрейшит 31, 8 говорить Яакову ангел же (Танхума, изд. Бубера, Ва-йеце, 24). Яаков пользуется услугами ангелов, которых посылает навстречу Эсаву (Бэрейшит 32, 4; Бэрейшит Рабба 75, 3). Когда Йосеф ищет своих братьев (Бэрейшит 37, 15), его встречают три ангела. Ангелы собирают вместе сыновей Яакова (Бэрейшит 42, 2; Бэрейшит Рабба 98, 4). Ангел, наконец, говорит устами Билама и заставляет его произнести благословение (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 105 б). Ангелы-прислужники поджидают Эhуда (Шофтим 3, 23), чтобы помочь ему (Бэрейшит Рабба 99, 3). Ангел же устраивает так, что у Шауля и Йонатана находится оружие (Шмуэль I 13, 22). Больше всего мудрецы Талмуда украсили участием ангелов историю Эстер, облекши всё повествование чудесными сказаниями. Ангел Гавриэль с умыслом препятствует царице Вашти предстать перед Ахашверошем и его гостями, чтобы, в конце концов, её место заняла Эстер. Когда Эстер появляется в царском дворце (Эстер 5, 1), три ангела спешат помочь ей: один подымает её голову, другой одаряет её грацией, третий протягивает ей царский скипетр. Когда Ахашверошу читают вслух из «памятной книги летописи», оказывается, что писец Шимшай ( Эзра 4, 8) упустил занести в летопись факт спасения царя Мордехаем. Но ангел Гавриэль восстанавливает упущенное. Выслушав жалобу царицы Эстер, что она и её народ «отданы на истребление, убиение и погибель», Ахашверош спрашивает её, кто виноват в том. Эстер уже готова указать пальцем на него самого как на виновника вопиющей несправедливости, но ангел направляет её руку по направлению к Аману. Ахашверош в гневе выходит в сад и, увидев там людей, рубящих деревья, спрашивает их, зачем они это делают. Те отвечают, что так приказал им Аман. Эти лица, конечно, также были ангелами. Ангелы же бросили Амана к ложу царицы Эстер. Слова царя, что евреи «погубили…, убив, пятьсот человек» (Эстер 9, 12) должны были звучать упрёком царице, но ангел, коснувшись уст царя, заставил его милостиво закончить свою речь (Вавилонский Талмуд, Мегила 15 б, 16а, 16 б). Два раза ангел коснулся уст Нэвухаднецара, заставляя его молчать: когда тот красноречиво восхвалял Б-га (Даниэль 3, 33), чтобы он не затмил псалмов царя Давида, и, вторично, когда он говорил о наружности одного из четырёх мужей, «расхаживающих в пламени» (там же 3, 25), что тот похож на ангела (букв. «сына») Б-жьего. Интересно, что по поводу последних слов ангел громогласно вопрошает: «Разве Б-г имеет сына?» (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 92 б; Йерушалми Шабат 6, 8д). В Талмуде имеется ещё много подобных примеров введения ангелов в Танахе так что невольно возникает вопрос, верили ли сами агадисты в существование этих ангелов и не следует ли видеть в них просто голос общественного мнения. Там, где возможны сомнения в Б-жественном правосудии, эти сомнения высказываются устами ангелов, составляющих небесный совет. В ответах Всевышнего заключается объяснение, которое «оправдывает» Его действия. Весьма часто в подобных собеседованиях Б-га с ангелами приводятся в живой и занимательной форме известные этические правила. Еврейская традиция многократно и недвусмысленно подчёркивает неизмеримое расстояние между Б-гом и ангелами. Так, чтобы уничтожить малейший антропоморфический смысл библейского стиха «…человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33, 20), рабби Акива интерпретирует его: «Даже святые хайот, которые влекут престол Славы, не могут лицезреть Б-га». Рабби Шимон ещё распространяет это положение словами: «Ни даже какие бы то ни было живые существа, в том числе и ангелы» (Сифра Ва-Икра 1, 1). Местопребывание Б-га – на седьмом небе, вблизи которого находятся благочестивые; ангелы же следуют за ними (Вавилонский Талмуд, Хагига 12 б; Мидраш Тэилим 21, 7). Праведники по своему достоинству выше ангелов (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 93а). Первым славил Б-га Йехезкель, а затем уже ангелы (Бэрейшит Рабба 65). Когда Адам пребывал в раю, ангелы готовили ему пищу (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 59 б). Когда Израиль читает Шма, ангелы молчат, пока он не закончит, а затем уже поют свои хвалебные гимны (Бэрейшит Рабба 65, 17). Ангельские сонмы славят Б-га ночью, днём же, когда раздаётся хвала Израиля, они молчат (Вавилонский Талмуд, Хагига 12 б). Благочестивые властвуют над ангелами. Когда рабби Йеошуа рассуждает о престоле Славы, ангелы с любопытством собираются вокруг него (Вавилонский Талмуд, Хагига 14 б). Предпочтение отдано Израилю и в восхвалении Б-га: Израиль восхваляет его ежедневно, ангелы – лишь однажды (Мидраш Тэилим 103; Вавилонский Талмуд, Хуллин 91 б). Каждый человек, который не занимается колдовством, получает удел свой на небе. К нему не имеют доступа ангелы-служители (Вавилонский Талмуд, Нэдарим 32а). Наряду с библейским термином малах (ангел) в агадической литературе часто встречается слово а-эльйоним («высшие») как противоположность а-тахтоним («низшие»). Первое выражение указывает специально на то, что ангелы живут в небесах (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 20 б; Ктубот 104а; Мидраш Тэилим 25, 14 и др.). Создав человека, Б-г примирил «высших» с «низшими», т.е. душу с телом (Ва-Икра Рабба 9, 9). Свита высших, памалья шель мала, часто противополагается Израилю, слугам Б-га внизу, на земле – памалья шель мата (Бэрейшит 17а; Сифрей Бэмидбар 42; Вавилонский Талмуд, Сангедрин 98 б, 99 б; Хагига 13 б). Ангельские сонмы называются также экзерцитус и стратиа («войско», «ополчение»); ангелы же самого низкого ранга называются галеарии («слуги в войске»; Шир а-Ширим Рабба 8, 13; Бэмидбар Рабба 12, 8; Псикта Раббати 15, 69а; Псикта 5, 45 б). Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.