Скоро ШАББАТ НЕ ПРОПУСТИТЕ ТАКОЕ. СЕГОДНЯ ПОГОВОРИМ ПРО АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ!! Каждый субботний вечер, когда человек возвращается домой из синагоги Два ангела – один добрый, другой злой – сопровождают человека . Если дома у него стол накрыт, свечи зажжены, постель убрана, то добрый ангел говорит: Ангелы-хранители. Каждый человек имеет особого ангела-хранителя (согласно Таргуму, Бэрейшит 33, 10: «…я увидел лицо твоё, как увидел лицо (твоего) ангела» (ср. Вавилонский Талмуд, Сота 41 б). Эти ангелы-хранители тождественны двум ангелам, всегда сопровождающим человека, о которых говорится в Талмуде (Вавилонский Талмуд, Хагига 16а). Духи-хранители напоминают персидских фраваши и возникли, вероятно, по их образцу. Духи главный стихий, например, князь огня, князь моря и т.д., вероятно, также персидского происхождения, как показывают уже их имена. Каждый ангел носит на груди дощечку с написанным на ней именем Всевышнего (Псикта 12, 108 б). Ангелы поддерживают сношения с благочестивыми и наставляют их в различных областях знания. Рабби Ишмаэль бен-Элиша говорит: «Три вещи о Б-жестве сообщил мне ангел». Рабби Йоханану бен-Дагабаю ангелы-служители преподали четыре поучения. Трое ангелов явились служанке в доме отца рабби Шимона бар-Йохая. Если кто-либо покидает общество, когда оно в беде, оба его ангела-хранителя возлагают ему на голову руки со словами: «Да не будет тебе удела и в радостях общества». Будучи до своего рождения чистым духом, человек знает всё в мире, но в тот момент, когда он появляется на свет, ангел слегка ударяет его по устам и он забывает всё, что знал (Вавилонский Талмуд, Брахот 51а; Нэдарим 20а; Мегила 29а; Таанит 11а; Нида 30 б). В Вавилонском Талмуде, трактат Хагига 12 б, сказано, что на небе существует Иерусалим, заключающий в себе Храм, в котором архангел Михаэль, подобно первосвященнику, совершает жертвоприношения. Уже Йеошуа бен-Сира (Дварим 32, 8 по Септуагинте) упоминает про нахождение на небесах ангелов – представителей народов земли, причём число народов земли принимается равным семидесяти, согласно исчислению в Бэрейшит 10. Но в то время, как бен-Сира называет лишь Б-га властителем и вождём Израиля (как это делает и Книга Юбилеев 15, 32), позднейшие источники единодушно признают вождём Израиля архангела Михаэля. К ангелам же Б-г обращается, когда люди строят вавилонскую башню, со словами: «…смешаем там язык их» (Таргум к Бэрейшит 11, 7; Пиркей де-раби Элиэзер 24). Судьба отдельных народов тесно сплетена с судьбою их небесных вождей. Наказав какой-нибудь народ, Б-г наказывает вместе с ним и ангела-хранителя этого народа (Шир а-Ширим Рабба 8, 14; Мэхильта Бэ-Шалах 2). Враждебное отношение древних народов к Израилю описывается в предании о том, что 70 ангелов – представителей народов земли – выступают с жалобами на Израиль, на сторону которого становится сам Г-сподь. Б-г вменяет послушание в обязанность Израилю, дабы он мог противостоять враждебному натиску этих ангелов. Яаков видел их в сновидении восходящими и нисходящими по лестнице, достигающей неба, и опасался их враждебного отношения к Израилю (Рут Рабба, Введение; Таргум к Шмот 24, 10 и Мидраш а-Бахир; Псикта 23, 150 б). Личных имён не имеет ни один из ангелов – представителей народов, за исключением Михаэля и Самаэля, ангела-покровителя Эдома. Упоминаются ещё особо ангелы-покровители Египта, Вавилона, Мидии, Явана (Греции, а также Сирии), Эдома (Рима). Чаще всего упоминается последний, т.к. могущество Рима, всегда носящего в Агаде имя Эдома, естественно импонировало агадистам (Шмот Рабба 15, 15; Псикта 151а и др.). Патрон Эдома, Самаэль, желал убить Яакова, но Гавриэль не позволил ему этого, и он пожаловался Б-гу на Израиль, когда евреи выходили из Египта (Бэрейшит Рабба 77; Шир а-Ширим Рабба 3, 6; Вавилонский Талмуд, Сота 10 б; Шмот Рабба 21, 7). Интересен упоминаемый в Вавилонском Талмуде, Бава Батра 25а, ангел Бен-Нец, повелитель ветров, к которому относятся слова из книги Эйова 39, 26: «Твоею ли мудростью парит ястреб (нец), простирает крыла свои на юг?». «Князь мира» (Вавилонский Талмуд, Йевамот 16 б), вероятно, тождествен Михаэлю. Кроме того, упоминаются следующие ангелы: Думá («молчание») – владыка царства смерти, владыка преисподней, владыка огня; Раhав – владыка моря; Бри – владыка дождя; Юркеми – повелитель града (этимология этого имени неизвестна); Гавриэль – владыка созревающих плодов и особый ангел-владыка сладострастия; Лайла («ночь») – владыка зачатия; Аф и Хама («гнев» и «ярость»); Авадон (у Булгакова – Абадонна) и Мавет («разрушение» и «смерть»); ангелы молитвы, благотворительности и сновидений (Вавилонский Талмуд, Шабат 152 б; Сангедрин 94а, 95 б; Арахин 15а; Псахим 118а; Бэрейшит Рабба 85, 9; Нида 16 б; Нэдарим 32а; Шабат 89а; Шмот Рабба 21;Мидраш Тэилим 88, 4; Брахот 10 б). К ним следует прибавить многочисленных ангелов мира и гнева и ещё более многочисленных ангелов-разрушителей (малахей хабала, малахей а-машхит) (Шмуэль I 24, 16; Диврей а-Йамим I 21, 15), безграничное число которых образно представляет бесконечное множество зол и несчастий, которые выпадают на долю человека (Вавилонский Талмуд, Шабат 88 б; 66, 1). Кроме упомянутых, еврейская традиция приводит ещё имена Метатрона, Сандальфона и (один только раз) Семалиона (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 38 б; Хагига 13 б; Сота 13 б) Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.