Имя его означает буквально «Всевышний – сила моя». Вместе с а Ангелом Михаэлем упоминается в книге Даниэля, где он разъясняет пророку видение (Даниэль 8, 16-26; . (16) И услышал я голос человеческий изнутри Улая, и воззвал он, и сказал: «Гавриэйл И когда я еще творил молитву, то муж Гавриэйл, которого видел я прежде в видении. Гавриэль – один из четырёх ангелов, стоящих по четырём сторонам престола Б-га и исполняющих обязанности стражей на четырёх концах мира (Ханох 9, 1). Михаэль, Рафаэль, Уриэль и Габриэль. Эти четыре архангела которые и поныне призываются в молитве на сон грядущий, часто упоминаются вместе. Три ангела, явившиеся к Аврааму (Бэрейшит 18), были Михаэль, Гавриэль и Рефаэль (Йома 37а). Михаэль занимает место по правую руку Г-оспода, Гавриэль – по левую. Гавриэль имел образ «мужа» (Даниэль 8, 15; 9, 21), и, согласно Талмуду, именно он был тем самым «мужем, одетым в лён», о котором повествуется в книге Йехезкеля 9, 3 и 10, 2 (Йома 77а). Гавриэль – владыка огня, Йоркеми – владыка града и холода. Тем не менее, не второму, а первому из них поручается освободить из огненной печи как Авраама, так и Хананью, Мишаэля и Азарью (Псахим 118а; Шмот Рабба 18, параллельные места). Только в одном случае (Таргум к Эйову 25, 2) Михаэль назван владыкой огня, а Гавриэль – владыкой воды. Гавриэль вместе с тем заведует и созреванием плодов (Сангедрин 95 б). В одежде рабочего Гавриэль явился Моше и научил его делать семисвечник (Мнахот 29а). Как и у всех ангелов, у Гавриэля есть крылья, но, в то время как Михаэль облетает весь мир одним взмахом своих крыльев, Гавриэлю нужно для этого два взмаха (Брахот 4 б, внизу). Очень часто архангелы Михаэль и Гавриэль действуют совместно (см. Псахим 55а), но первый как ангел-хранитель Израиля и небесный первосвященник более занят на небесах, тогда как последний исполняет перед Всевышним обязанности посланника, приводящего в исполнение на земле все Его предначертания. Каждые три колена Израиля имеют своих ангелов-хранителей в лице вышеупомянутых четырёх архангелов (Бэмидбар Рабба 2, 10). Михаэль и Гавриэль защищают евреев от преследователей (Ялкут Хадаш 57 б) и возносят молитвы перед Б-жьим престолом о благополучии всего рода человеческого и об освобождении еврейского народа из неволи. Они умоляли защитить Израиль, когда Всевышний предначертал сожжение Храма (там же, 2, 1009). Он же восстанет войной на Ливьятана (Бава Батра 74 б). Наконец, он вводит души в тела благочестивых людей (Ялкут Хадаш 68 б, 65). Помимо указанных действий и обязанностей, возложенных на Гавриэля, он ещё действует часто как орудие Всевышнего. Так, после посещения Авраама с другими двумя ангелами он отправляется разрушить Сдом и спасти Лота (Бава Меция 86 б). Злой дух Самаэль, желая погубить Тамар (Бэрейшит 38), чтобы от неё не произошёл Давид, похитил оставленные Йеудой у неё вещи, которыми она могла бы доказать свою верность ему; однако Гавриэль их снова восстановил (Сота 10 б). Он обучил Йосефа всем семидесяти языкам (там же, 36 б), и он же привёл Йохевед к Амраму (там же). Когда рабыни фараоновой дочери хотели убедить её отказаться от спасения Моше, он поразил их ударом. Во время женитьбы царя Соломона на дочери одного из фараонов он воткнул тростник в середину моря. С течением времени вокруг него собралось много морской тины, из которой образовался остров, и на нём впоследствии был воздвигнут Рим (Шабат 55 б). Он поразил чумой полчища Санхерива (Сангедрин 26а, 95 б). Чело праведных и грешных людей он отмечает особыми знаками (Шабат 55а; ср. Йехезкель 9, 4). Именно на его долю выпало метать на Храм и город огонь, который ангел брал из рук херувима (Йома 77а). Гавриэль помешал царице Вашти явиться на зов царя Ахашвероша и восстановил снова историю об услугах, оказанных этому царю Мордехаем, воспоминание о которых уничтожил Шимшай (Мегила 12 б, 16а). Наконец, согласно уже позднейшему преданию, он поразил судей, которые отказались принять сторону Шимона бен-Шетах в его борьбе с царём Александром Яннаем (Сангедрин 19 б). От евреев вера в ангелов перешла в христианство, но в противоположность последнему иудаизм совершенно запретил поклонение ангелам. «Не молись ни Михаэлю, ни Гавриэлю, но только Мне, и Я непосредственно тебе отвечу» (Йерушалми Брахот 13а) Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.