Сегодня поговорим про Ангела -хранитела евреев Михаэль! Михаэль Ангел— один из четырёх ангелов («один из главных князей», как об этом написано в книге Даниэль 10, 13), -хранителангель евреев (там же, 10, 21; 12, 1). Имя это означает «кто подобен Б-гу», намёк на это в словах Торы (Шмот 15, 11; Дварим 33, 26; см. Бэмидбар Рабба 2, 9). На основании книги Даниэля, где говорится о том, как Михаэль помогает ему в споре с ангелом Персидского народа, а в будущем поможет евреям во времена Машиаха, почему и назван «ваш князь». В каббалистической литературе Михаэль представлен защитником евреев. В качестве защитника Израиля ему часто приходится вступать в борьбу с ангелами других наций, а в особенности — с Самаэлем. Последний является врагом евреев. В Пиркей де Раби Элиезер говорится, что «вражда» между двумя ангелами началась ещё с того дня, когда Самаэль был низвергнут с небес. Падший ангел ухватился за крылья Михаэля, желая увлечь и его в преисподнюю, но Всевышний спас ангела. Согласно Агаде, Михаэль спас Авраама из «печи огненной», куда его бросил Нимрод (Бэрейшит Рабба 44, 16), он же известил Авраама о пленении Лота (Бэрейшит 14, 13; Пиркей де-рабби Элиэзер 1. с.) и охранял Сару в доме Авимелеха (там же). Во всех важнейших моментах жизни праотцов мы видим вмешательство Михаэля. Он возвещает Сарре, что она родит сына (Бэрейшит 18 и далее), Лота он спасает от гибели в Сдоме (трактат Бава Меция 86б; Бэрейшит Рабба 50, 2), Ицхака спасает от смерти, поставив на его место барана (Ялкут Рэувени, Ваера). Ему обязан Яаков своей жизнью, когда ему угрожал Самаэль (Мидраш а-Бахир в Ялкуте, Бэрейшит 110), он же защитил его в доме Лавана (Пиркей дэ-рабби Элиэзер 36). С ангелом Михаэлем боролся Яаков и получил от него благословение (Пиркей дэ-рабби Элиэзер 37). Борьбу эту Мидраш а-Бахир рисует довольно подробно: «Наступало утро, и сонмы ангелов явились и сказали: “наступил час петь хвалу Господу”», тогда архангел взмолился Яакову, говоря, что он боится, чтобы ангелы не сожгли его, если он не примет участия в небесном хоре. Когда Михаэль вывихнул Яакову бедро, Всевышний стал порицать его за то, что он нанёс повреждение Его священнику, и по просьбе Михаэля ангел Рэфаэль излечил Яакова, после чего Всевышний назначил его ангелом-покровителем Израиля (см. Ялкут Хадаш, Давид, 13, где это назначение отнесено ко времени построения Храма царём Шломо). Только благодаря Михаэлю остались в живых Оснат, дочь Дины от Шхема, и Тамар (Таргум Йерушалми к Бэрейшит 38, 25). Не оставлял архангел евреев без своей защиты и в пустыне. Уже переход через Ям-Суф грозил им гибелью, ибо ангел Египта обвинил их в идолослужении (Шмот Рабба 18, 5). Есть комментаторы, которые объясняют по-другому: Михаэль молчал и сам Всевышний явился их защитником (Ялкут Шмот 241). Под его эгидой совершилось всё странствование по пустыне (Абарбанель к Шмот 22:20). По преданию, Михаэль являлся учителем Моше, почему он и отказался принять душу Моше и причинить ему смерть (Дварим Рабба 11, 6). Поражение армии Санхерива приписывается Михаэлю (Шмот Рабба 18, 5), и, если бы не грехи евреев, он бы спас Храм от разрушения. «Михаэль, народ твой согрешил» — говорит Всевышний ангелу. «Пощади их ради тех добрых, которые всегда были среди него» — отвечает Ему ангел (трактат Йома 77а; Зоар, Шмот 414). Другую агаду приводит Ялкут (Эйха 1009): Михаэль и Гавриэль молили за народ и Храм, но были изгнаны с повелением предать Храм пламени. Спасение Хананьи и остальных юношей приписывается Михаэлю (Бэрейшит Рабба 44, 16). Чудесное спасение в дни Эстер также связано с именем ангела. «И чем более обвинял Аман евреев на земле, тем более защищал их Михаэль на небе» (Эстер Рабба к 3, 8). Он же напомнил царю о его долге перед Мордехаем (Таргум к Эстер 6, 1). «Свою защиту вверенного ему народа Михаэль будет вести до скончания веков, продолжая свою борьбу с Самаэлем за освобождение Израиля от Эдома, или Рима» (Ялкут Хадаш, Галут, № 11), и, победив его сам или вместе с ангелом Гавриэлем, он отомстит Эдому и выведет евреев из среды нечестивых народов (Шмот Рабба 18, 5). Борьба Михаэля с Самаэлем после «Вознесения Моше» послужила основой нееврейской легенды о борьбе ангела с драконом — в Каббалистических книгах же Сатан или Самаэль назван «первоначальным змеем» (нахаш а-кадмони). Представление о Михаэле как о великом «печальнике» своего народа породило и другое представление о нём — как о первосвященнике, замаливающем грехи народа Израиля. В талмуде рассказывается, что Эзра узнал место, где должен находиться жертвенник, увидев на соответствующем месте алтарь, на котором Михаэль приносил жертву (Звахим 62а; Мнахот 110). Четвёртое по порядку небо называется Звуль, т.к. оно служит местопребыванием небесного Иерусалима, Храма и жертвенника, на котором священнодействует архангел (Хагига 12б). В Каббале Михаэль отождествляется с Малкицедэком (Ялкут Хадаш, Малахим, № 19). Слова (Ваикра 13, 23) «и коэн объявит его чистым» Тикунэй Зоар (26) толкует в том смысле, что они относятся к Михаэлю-первосвященнику как ангелу милосердия. Он же — «хоругвеносец Всевышнего»; вместе с коленом Леви его место на Востоке; ему приписывается и закон о взимании десятины. Зоар говорит, что Михаэль сопровождает души праведников и помогает им открыть врата небесного Иерусалима (к Бэрейшит, 303), или он стоит со своей ратью у врат города и разрешает душам праведников вход (Мидраш а-Нээлам, Зоар Хадаш, р. 19с). Давид не был допущен в небесный Иерусалим до построения Храма Шломо, и лишь тогда ангел Михаэль ввёл его (Ялкут Хадаш, Давид, № 13). Когда наступит день воскресения мёртвых, Михаэль вострубит и восстанут умершие. Когда придёт Машиах, говорит другая агада, которую, конечно, нельзя понимать буквально, Михаэль и Гавриэль будут у врат, ведущих в рай, приветствовать праведников. Михаэль будет восседать на семи высоких горах, окружённых тенистым лесом, в котором будет выделяться особенной красотой одно дерево. На самой высокой горе займёт место Всевышний, а чудесное дерево, недоступное до Страшного суда, станет уделом благочестивых. Всевышний отдаст Михаэлю и Гавриэлю ключи от ада, и они приведут души грешников в рай. Книга Даниэля (12, 1) называет Михаэля «князем великим»; он — один из семи первозданных ангелов. Из них четверо — высшего ранга, а выше их всех Михаэль, только он и Гавриэль называются «великими князьями» (Брахот 4 б). Он наместник Всевышнего в управлении миром (Ханох 69, 14 и далее), и с его приближением является всюду и Шхина (Шмот Рабба 2, 8). У престола Всевышнего Михаэль находится справа, а Гавриэль слева (Таргум к книге Эйова 25, 2). Михаэль занимает место у первой реки рая — Пишона, Гавриэль — у Гихона. Принимая молитвы, он передаёт их Всевышнему. Он сотоварищ Метатрона (Зоар 1, 149в). Его стихия — вода, почему он называется ещё князем вод, а Гавриэль — князем огня (Брит Менуха 37а). По-видимому, в связи с этой агадой находится и другая, что, когда царь Шломо женился на дочери фараона, архангел Михаэль воткнул в морское дно трость, вокруг которой образовалась территория будущего Рима (Шир а-Ширим Рабба 1, 6). Талмуд (Сангедрин 21 б и Шабат 56 б) приписывает это Гавриэлю. Подобное смешение встречается и в Таргуме книги Эйова (25, 2), где Михаэль назван ангелом огня. Другой его элемент — снег (Дварим Рабба v. 12). Из металлов под его покровительством находится серебро, Гавриэль — ангел золота (Ялкут Хадаш, Малахим 75). Под верховной властью Михаэля находится планета Меркурий и, соответственно, день среды (хотя Сэфер Разиэль считает его ангелом Сатурна и четверга). Михаэлю принадлежит вторая четверть года, он владыка южного ветра, дующего в это время года. Имя «Михаэль» одно из самых популярных еврейских имен, и через них оно стало одним из самых распространённых имён у русских, немного изменившись на «Михаил». Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман
|