«Вы — свидетели Мои, слово Господа, и раб Мой (ты), которого избрал Я» (43:10. Йешаяѓу). Кто же этот «ШАМАШ» кто же этот “слуга Г-оспода?” Шамаш (ивр. שמש, в буквальном переводе: слуга, прислуга, ) – название дополнительной, «служебной» свечи для зажигания свечей в ханукие. Слово шамаш обозначает девятую свечу ханукии, подсвечника, используемого для воспоминания и празднования восьми дней Хануки. Шамаш — это первая свеча, которую зажигают в каждый из восьми вечеров праздника, и от неё зажигают все остальные свечи. Поэтому шамаш — это больше, чем просто свеча, это служебный свет, от которого зажигаются все остальные свечи ханукии. Его необыкновенный смысл заставляет нас задуматься о красоте его света и предназначении. Это смысл выходит за пределы простой свечи и указывает наособенную личность. Шамаш обычно занимает особое положение в подсвечнике. На некоторых ханукийот (множественное число от ханукия), он располагается немного выше других свечей. На других его размещают ниже остальных восьми свечей. В конце концов, положение слуги должно быть ниже, потому что он находится в подчинении. И вот здесь начинается самое интересное. Точно так же, как позиция шамаша в синагоге была поднята в своё время на более престижный уровень, так и ханукальный шамаш имеет большее духовное значение. Всевышний возвысил роль слуг, и в особенности одного слуги. Мидраш раскрывает превосходное значение и важность “слуги Г_оспода.” Образ шамаша прямо указывает на эту концепцию. Во-первых, “слуга Г-оспода” — это особое звание, подтверждающее уникальные отношения с Б-огом. Свою роль на том месте, которое им указано заповедями Б-ога, и, получив от Б-ога, передают полученное другим, дальше. Тора называет еврейский народ «рабами Вс-вышнего»: «Мои рабы они, которых Я вывел из земли Мицраима». Да и все 10 заповедей, обращенные ко всему еврейскому народу, написаны в единственном числе: «Я Г-осподь, Б-ог твой, Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского» (Шмот, 20:2). Этот титул обозначает определённую близость Б-ога с этими людьми, а также особое призвание, которое Он вложил в их жизни. В современном мире мы не часто думаем о роли слуги, как о позиции, к которой следует стремиться, но быть “слугой Г-оспода” в времена Танаха было большой честью и высоким призванием. («Вот, преуспевать будет раб Мой, поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно» Ис. 52:13) Во-вторых, Б-ог использует понятие “слуга Г-оспода” для обозначения народа Израиля, называя его множество раз “раб Мой Яаков” или “раб мой Израиль.” Это не значит, что у каждого отдельного еврея есть такие же личные отношения с Б-огом, как те, которыми наслаждались Авраам, Моше и Давид. Это значит, что Израиль — избранный народ, и Б-ог выбрал Израиль, чтобы он был тем народом, через который Он осуществит Свои планы, вне зависимости от того, в каких отношениях с Г-осподом находятся отдельные представители народа. То, что Израиль был и есть избранным народом и Б-ожьим слугой, не гарантирует, что весь народ Израиля будет служить Ему, равно как и то, что у них всех будут личные отношения с Ним. Важно понимать это, когда мы сегодня размышляем о еврейском народе, и также важно помнить о постоянной личной потребности в Б-оге и Его спасении для каждого человека. Во всех еврейских источниках Израиль рассматривается как единственный «Б-жий слуга» (см. Йешаяѓу 43:8). Воистину, в книге пророка Йешаяѓу до 53 главы Израиль упоминается, как Б-жий слуга, не менее 11 раз. 1. «А ты, Исраэль, раб мой, Яаков, которого избрал Я, семя Авраама, возлюбившего Меня» (41:8) 2. «Ты, которого Я взял с концов земли, и призвал тебя из великих ее, и сказал тебе: ты раб Мой, Я избрал тебя и не отверг тебя» (41:9) 3. «Вы — свидетели Мои, слово Господа, и раб Мой (ты), которого избрал Я, чтобы узнали вы, и поверили Мне, и поняли, что это Я; до Меня не существовал Бог, и после Меня — не будет» (43:10) 4. «А ныне слушай, Яаков, раб Мой, и Исраэль, которого избрал Я» (44:1) 5. «Так сказал Господь, создавший тебя и образовавший тебя, от утробы (материнской) помогающий тебе: не бойся, раб Мой Яаков, и (ты), Йешурун, которого Я избрал» (44:2) 6. «Помни это, Яаков, и, Исраэль, ибо ты раб Мой; Я сотворил тебя, раб Мой ты, Исраэль, не забывай Меня!» (44:21) 7. «Ради раба Моего — Яакова, и Израиля — избранника Моего, Я вызвал тебя по имени твоему, назвал тебя, хотя ты не знал Меня» (45:4) 8. «Выходите из Бавэля (Вавилона), бегите от касдимов, голосом ликующим объявите (это), возглашайте об этом до края земли, скажите: «Избавил Господь раба Своего Яакова» (48:20) 9. «Слушайте меня, острова, и внимайте, народы, издалека: Господь от чрева (материнского) призвал меня, от утробы матери моей помнил имя мое. И сделал уста мои, как острый меч, в тени руки Своей сокрыл меня и сделал меня стрелой отточенной, в колчане Своем спрятал меня. И сказал мне: ты раб Мой, Исраэль, в котором прославлюсь»(49:1-3). Итак, на примере приведенных выше стихов, начиная с 41 и заканчивая 49 главами, предшествующих 53-ей главе, мы видим, что единственный раб Б-жий, о котором говорит пророк – это «раб Мой Яаков». В главах, следующих после 53 главы (то есть, начиная с 54-ой главы и вплоть до последней, 66-ой главы), мы встречаем упоминания о «рабах Вс-вышнего» — во множественном числе (см. также Ис. 43:10). Оказывается человек оказывается «в рабстве» у добра и праведности. Такая ситуация — это исправление, и нет в ней нарушения мирового порядка. Самым высоким титулом, которого удостоился Моше Рабейну, был эвед нээман (верный слуга Б-га), что мы и произносим каждую субботу в утренней молитве — исмах моше бэ-матнат хелько ки эвед нээман карата лё («Возрадовался Моше дарованному ему уделу, ибо верным слугой назвал Ты его»). Поэтому высшая ценность — это ответственное выполнения воли Творца. ам, и сказал: вот, я решился говорить Владыке, хотя я прах (афар) и пепел (эфер)» (Берешит, 18:27) Когда умер Моше и Всевышний обращается к Йеошуа бен Нуну, Он называет егомешарет Моше, буквально – слуга Моше. Великим достоинством Йеошуа было то, что он был слугой Моше! Более того, есть такое понятие, как лешамеш талмидей хахамим,буквально – прислуживать мудрецам Торы. В Талмуде, в начале трактата Брахот сказано: откуда мы знаем, что шимуша шель Тора – прислуживать мудрецам Торы – важнее, чем даже изучение Торы? Мы выводим это из того, что пророк Элиша омывал руки пророку Элияу. Человек знает, и мудрость его учит, что он — образ и подобие Б-ога! «И сотворил Б-ог человека по образу Своему» (Бытие 1:27). Но в этих словах заключено и требование к человеку. Будучи «образом Б-ога», он обязан жить по образу Б-ога и быть подобным Ему больше, чем все остальные творения. Человек рожден, чтобы познать Б-ога, совершая поступки любви и справедливости, а не для того, чтобы забавляться, наслаждаться или даже страдать. Все достояние человека: ум, тело, его потомки, имущество, любая его способность и любое его уменье, — все это средства для выполнения одной задачи: улучшать жизнь на Земле, заботиться обо всем, активно всему помогать, проявляя любовь и справедливость. Земля не твоя, это ты дан ей. Ты должен смотреть на нее как на священный удел, ты должен считать все создания Б-ога своими братьями, а потому тебе надо их любить и помогать им при выполнении их задач в соответствии с Волей Б-ожьей. Причем ты, человек, тоже должен подчиняться тому же самому закону, который выполняют все силы природы, — и подчиняться без учета собственного желания и разума. Более того, ты должен ему подчиняться при полном сознании и при полном свободном выборе. Тебе дано достаточно сил и способностей, чтобы постичь смысл собственного существования, как объекта, созданного Б-огом. В этом твоя задача — освятить себя служением Б-огу. Обратись к своему сердцу и к своему разуму, и ты увидишь свою цель и достигнешь ее. Оглянись, и ты увидишь вокруг себя Б-ожьих слуг, выполняющих Его волю, как и ты. Стоит почувствовать внутри себя силы, которые призывают тебя к деятельности, — разве не появится у тебя желание присоединиться ко всеобщему хору мирозданья, восклицающему: «Хотим делать и внимать!»? Я здесь, говоришь ты, я готов исполнять волю Б-ожью, а также слушать Его приказания. Выполняя, я стремлюсь понять смысл каждой заповеди, — и все это при полном сознании и свободе выбора! Именно поэтому человек — раб Б-ожий самого высокого ранга в общем хоре всех рабов Б-ожьих. Так вот, нам важно понять: каково место евреев во всей этой ситуации. У евреев в этой ситуации есть только одно место – наш народ называется свидетелями Творца. В тексте «Шма, Исраэль» буквы ע (аин – в слове Шма) и ד (далет – в слове Эхад) большего размера, чем остальные. Вместе эти две буквы образуют слово דע (эд) – свидетель. Что это означает? Сказали наши мудрецы: Всевышний сказал нашему народу: атэм эдай – «вы – Мои свидетели». Об этом пишет Нецив из Воложина в предисловии к Хумашу Берешит: один из смыслов существования нашего народа – быть светочем для всего мира. Такова функция нашего народа – быть свидетелем Всевышнего в этом мире. Мы должны раскрыть в этом мире волю Творца. Таким образом, у каждого еврея есть одна функция – быть свидетелем воли Творца, выраженной в Торе. При этом неважно, где мы живем – в Израиле, Америке или России. Ещё в еврейской среде слово шамаш (также произносимое как шамес) обычно означает синагогального сторожа — человека, управляет имуществом синагоги и следит за тем, чтобы всё работало как по часам. В средние века этим термином называлась более престижная должность. Шамаш помогал вести молитву, проводил богослужения и даже приводил в действие и следил за выполнением решений руководства еврейской общины. В-третьих, термин слуга используется в Писаниях для пророческого указания на грядущего Машиаха Например В этом псалме не о самом Давиде речь идёт поскольку псалом был написан после смерти Давида, а о величайшем потомка Давида, которому Б-ог пообещал, что Он воссядет на престоле Израиля навеки. Это упоминание Давида — ничто иное, как прямое указание на Машиаха. Именно этому “рабу” Б-ог пообещал, что он будет Его рабом “для восстановления колен Яакова и для возвращения остатков Израиля,” и что Он сделает Его ”светом народов, чтобы спасение Б-ожье простерлось до концов земли” (Ис. 49:6). Это действительно трудная задача. Но шамаш нашей ханукии напоминает нам об этом . Машиах будет светом для народов и Б-ожьим спасением для всех людей. Всевышний призывает вас также стать Его шамашом. Я не знаю, что принесёт вам текущий период вашей жизни, куда вы поедете, с кем вы будете разговаривать и как вы проведёте этот последний месяц года. Мне кажется, что если мы понимаем значение этих особых дней, мы без сомнения поймём свою особую роль в эти дни. Мы — свет миру. Мы тоже призваны быть Б-ожьим шамашом.