בס»ד
Эта идея основана на том, что активное слушание само по себе является своего рода терапией
Говорит пророк Йешаяу :
Йешайа – 55 глава 3
*Преклоните ухо ваше и идите ко Мне, слушайте, и жива будет душа ваша, и Я заключу с вами завет вечный, как неизменные милости, обещанные Давиду*
На горе Хорев пророк Элиягу узнал от Творца, что искать Его надо не в урагане, огне или землетрясении, а в коль дмама дака – «голосе тонкой тишины», который услышит лишь тот, кто слушает.
Эмпирическое познание мира и сущности Бытия основано на всех органах чувств , в том числе и на Слухе .
Через зрение люди часто впадают в иллюзию и самообман. умение слышать значит постигнуть невидимую истину.
Умение слушать – величайший подарок, который мы можем преподнести другому человеку.
Но это требует от нас смелости – ведь придется отдаться сознанию, в корне отличающемуся от вашего. Слушать – значит, стать уязвимым и рискнуть расшатать собственные стереотипы. Не говоря уж о том, что услышанное может причинить вам боль.
Ибо написано о часе дарования Торы: «И вот, если вы ПОСЛУШАЕТЕ глас Мой и станете соблюдать завет Мой, то будете избраны Мной из всех народов» (Шмот 19; 5). «ПОСЛУШАЕТЕ», — значит, примете на себя и согласитесь. И они ответили: «Исполним и Послушаем» (там же 24; 7), и согласились
Написано: Во время дарованияТоры, что «весь народ видит голоса». Объясняют наши благословенной памяти мудрецы: «Они видели то, что предназначено для слуха, и слышали то, что предназначено для зрения». Другими словами, они достигли таких высот, что их ощущения и разум стали нераздельны, а не как увещевал нас пророк: «Слушать слушаете, но не понимаете, видеть видите, но не знаете». Потому что можно слушать, а можно — слышать, можно смотреть, а можно — видеть, и наши природные склонности служат завесой нашему разуму. В уме человек может представить себе путь цельного человека, но так как это представление не осязаемо, его невозможно ощутить и прочувствовать
Современный человек привык опираться на культуру зрительного восприятия. Но в иудаизме гораздо большее значение придается способности слышать, а не видеть. Лучший показатель – Вавилонский Талмуд, изобилующий метафорами слуха: «Та шма» – «Приди и услышь», «Шма мина» – «Отсюда слышно», «Машма» – «Из этого мы слышим». Таким образом, если западная культура придерживается позиции, что понимать – значит видеть, то для евреев понимание сопряжено со способностью слышать..
И ещё слово «шма» – «слушай». В книге «Дварим» оно встречается 92 раза! С этого же слова начинается одна из ключевых иудейских молитв: «Шма, Исраэль!» – «Слушай, Израиль!» И в конечном счете именно этот глагол лёг в основу всего еврейского мировоззрения.
Интересно, что точного перевода слова «шма» на русский язык не существует, и «слушай» – лишь один из оттенков. Но этот глагол может означать и множество других действий – обратить внимание, понять, усвоить, осознать.
Главный аспект иудаизма, который и призван открыть глагол «шма», – невозможность увидеть Творца, но способность его услышать. В иудаизме нет образов, икон и статуй – они категорически запрещены. Но в библейском тексте есть постоянные упоминания о том, как Г-сподь говорил с пророками и народом. «Он говорил с вами из пламени. Вы слышали Его речи, но образа не видели – только голос Его звучал», – вспоминает Священный текст историю Дарования Десяти заповедей на горе Синай.
34:16 Глаза Б-ога к праведникам обращены,
уши Его – к воплю их.
(17) Но лик Б-ога против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. (18) Взывают праведные, и Б-ог слышит, от всех их горестей избавляет. (19) Близок Б-ог к сокрушенным сердцем, угнетенных духом спасает. (20) Много горестей у праведного, от всех их избавляет его Б-ог. (21) Все кости его Он бережет – ни одна из них не сокрушится.
Моше повторяет в книге «Дварим», что Творцу не нужно от нас слепое послушание, Он хочет, чтобы мы услышали Его. Причем не только в буквальном смысле, но и на самых глубинных уровнях нашего сознания. Если бы Ему было нужно послушание – Он бы создал роботов, а не людей, наделенных собственной волей.
Рабанит НЕЛЛИ ЯДАЕВ