Сегодня 18 элула.
Это очень значимая дата в календаре.
18 Элула родились два светоча еврейского народа: В 5458 г. (1698 г.) родился рабби Исроэль бен Элиэзер (Баал-Шем-Тов) В этот же день 18 Элула 5484 (1724) года ему впервые открылся его святой учитель и наставник – ангел Ахия ѓаШилони. А 18 Элула 5494 (1734) года Раби Исраель Баал Шем Тов раскрылся миру как цадик. Шесть лет БеШТ отказывался раскрываться, за что было отнято 6 лет от его жизни.
18 элула 5505 г. (1745 г.) — родился рабби Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе) В этот день Баал Шем Тов был очень весел и на все расспросы учеников отвечал, что, дескать, сегодня в этот мир пришла новая душа, имя которой — Шнеур (на иврите «шней ор» – «два светила»), и ей суждено осветить мир двумя источниками — светом Открытой Торы и светом хасидизма.
Раби Исраэль бар Элиэзер Бааль Шем Тов (Бешт; 5458—5520 /1698—1760/ гг.) — выдающийся знаток сокровенного учения и праведник; основатель хасидского движения.
Согласно хасидской традиции, родился восемнадцатого элуля 5458 /1698/ года в местечке Окуп, находящемся на рубеже между Подолией (юго-западной Украиной) и Валахией (Румынией). Осиротел в раннем детстве.
Хасиды рассказывают, что перед смертью отец взял его на руки и сказал:
«Помни, что с тобой всегда Б-г, а раз так — ничего не бойся!», — эти последние слова отца Исраэль пронес через всю свою жизнь (Шивхей Бешт 1).
В восемнадцать лет Исраэль женился, но вскоре его юная жена умерла. После ее смерти он покинул Окуп и скитался по местечкам Галиции, пока не нашел работу учителя в небольшом местечке возле города Броды. Вскоре он женился вторично — на этот раз на сестре одного из знаменитых бродских раввинов р. Гершона Кутовера.
Р. Исраэль и его жена поселились в маленькой деревушке, затерянной в лесах на одном из склонов Карпатских гор, между городками Кутов и Косово, — здесь они провели семь лет.
Жена жила в самой деревне, а р. Исраэль проводил большую часть недели один, поселившись в глубокой пещере, расположенной в ущелье на берегу горного озера, — и лишь на шабат он возвращался домой, к жене. Они кормились тем, что р. Исраэль пережигал известь, а жена продавала ее крестьянам. В будни р. Исраэль питался лишь самодельными лепешками: он замешивал муку на воде, тесто клал тонким слоем на камни и ждал, пока солнце его подсушит.
Баал Шем Това была дочь Адель и сын рабби Цви. Адель впоследствии была известна как большая праведница, обладавшая способностями, похожими на способности отца. Внуки Бааль Шем Това Эфраим и Барух из Меджибожа также были великими праведниками и учителями хасидизма.
В возрасте тридцати шести лет р. Исраэль, наконец, «открылся» — он начал распространять свое учение, а также исцелять больных с помощью камей (кабалистических амулетов) и целебных трав (Шивхей Бешт 11; Михтавим 28).
Баал Шем Тов ушел из мира в 1760 (5520) году 6-го Сивана в день праздника Шавуот (в тот же день, в который ушел из этого мира царь Давид). Люди, занимавшиеся его погребением утверждали, что они видели, как душа отделилась от тела. Она была подобна синему огню и мгновенно взлетела к небесам – вернулась туда, откуда пришла. Оставшись чистой и незапятнанной ни болотной грязью, через которую пробирались разбойники, ни тиной, в которой увязла повозка рава Гершона, ни глиной, которую копал Израиль для горшечников.
«Сказал Бааль Шем Тов: «Выходя утром из дома, человек обязан сказать: «Если не я себе, никто не поможет мне». Но перед сном обязан разобраться и поверить, что не силами человека, а только силой Творца, который заранее все продумал за него, были совершены все деяния».
Баал-шем (“обладатель имени”) – так называли евреи мудрецов и праведников, знавших сокрытое имя Б-га. Раби Исраэля прозвали “добрым баал-шемом”, или Баал-Шем-Товом.
“Представьте себе дворец с несчетным количеством дверей, – сказал Баал-Шем-Тов своим ученикам. – Перед каждой посетитель находит сокровище. Удовлетворившись, он не испытывает нужды в продолжении поисков. А в это время за дверьми в конце галереи царь ждет тех своих подданных, которые думают о нем больше, чем о своих сокровищах”.
Раби Исраэль Баал-Шем-Тов сказал, что каждая вещь, которую еврей видит или слышит, направлена на помощь, на изучение и на помощь в изучении Торы и заповедей. Баал-Шем-Тов много раз говорил о том, что все то, что еврей видит или слышит, – совсем не случайно, а призвано научить его чему-то, способствовать его совершенствованию. Именно о таком пути говорил Баал-Шем-Тов, толкуя стих Торы “источник света (цоѓар) сделай в ковчеге”. Одно из значений слова цоѓар ”светящийся камень”, а тейва (“ковчег”) означает еще и “сочетание букв”, “слово”. То есть над словом, даже подобным мертвому камню, надо работать так, чтобы оно начало светиться, чтобы в нем засиял проблеск Б-жественного.
Как этого добиться? Об этом Писание сообщает чуть позже:
“Войди… в ковчег” – в слово. То есть надо войти в него всем своим существом, приложив к этому все силы. Так и постигают молитву: слово за словом, фразу за фразой. Этот способ, как уже говорилось, не требует специальной подготовки.
Мы просто берем молитвенник и начинаем борьбу. Сознательно, намеренно, стараясь как можно дольше удерживать завоеванный плацдарм, посвящая этому столько времени, сколько необходимо для того, чтобы произошло нечто и начала рушиться перегородка между “Я” и текстами, чтобы однажды, во время чтения одного из них, при произнесении какого-либо слова молитвенник вдруг превратился в такую книгу, где запечатлено “Я”. На чем надо концентрировать мысль при произнесении тех или иных слов, до того, который БаалШем-Тов называл “молитвой, доступной пониманию ребенка”. Разумеется, есть разница между молитвенным настроем, вызванным знанием высоких тайн, когда учитываются глубочайшие значения слов, и просто осмысленным прочтением текста. Однако во всех случаях требуется полное погружение в произносимое. И на каком бы из уровней еврей ни находился, это именно его уровень реальности, тот, на котором он сейчас существует и обращается ко Всевышнему. Как сформулировал Баал-Шем-Тов, “следует молиться по указаниям Аризаля, когда для молящегося это проще всего”. Ведь весь смысл молитвы в том, что ее творит мое истинное “Я”, и тогда молитва любого уровня достигает совершенства. Если человек лишь повторяет чужой текст, это, по существу, молитвой не является.
Рабанит Нелли Ядаев