Когда евреи отмечали Песах в пустыне, к Моше- рабейну пришли люди, получившие нечистоту от
прикосновения к мертвому телу. Они сказали:
«Почему лежит на нас этот ущерб, почему мы не можем принести пасхальную жертву, как осталь-
ные сыновья Израиля?!»
Глава евреев обратился к Творцу и узнал Его волю: «Всякий, кто нечист из- за усопшего, или находился в дальней дороге… он тоже должен принести жертву Песах – на второй месяц, в четырнадцатый день…» Так евреи получили заповедь «Песах шени». Можно спросить: почему нельзя исполнить эту заповедь, как только еврей прошел очищение, по- чему нужно ждать целый месяц?.. Ребе Цемах- Цедек объясняет так: в служении Всевышнему есть два больших этапа: «уклонение от зла» и «творе- ние добра». Без первого невозможно второе. Первой ступени посвящен месяц Нисан. Евреи не просто шли, а бежали из Египта, чтобы как можно быстрее отделиться от той духовной не- чистоты, под воздействием которой находились столько лет. Пасхальная жертва, принесенная на- кануне Исхода, была важной частью этого этапа. В следующем месяце, Ияре, евреи уже доста- точно очищены, чтобы творить добро. Теперь они готовятся к принятию Торы в Шавуот. Говоря на языке хасидута, в первый месяц происходит «ит- кафья» – подчинение зла, живущего в душе, а во второй – «итхафха», превращение его в добро. Это отражается в Галахе: в первый, «главный» Пе- сах на столе только маца, а хамец под запретом. В «Песах шени» мы едим и мацу, и хамец, кото- рый наше служение повернуло в сторону добра. Выходит, что «второй Песах» могут отпраздно- вать совсем небольшое число людей — причем как раз те, кто «опоздал на службу» в месяце Нисан. Каким образом они попали в число счастливцев, а те, кто сделал все, как надо, оказались не у дел? Два потока Оба утверждения неточны. Да, были евреи, ко- торые не смогли принести пасхальную жертву. Но остальное служение – запрет хамец, маца на столе, законы праздника, счет Омера – они выполняли, совершая вместе со всеми «иткафью» – подчине- ние зла. Такой еврей вступает в Ияр не с пустыми руками, и свой «Песах шени» он заслужил. Что касается остальных евреев, то второй раз приносить жертву для них нет необходимости. И все же «Песах шени» – это день для всех. Одни восполняют ущерб, принося недостающую пасхаль- ную жертву. Другие должны использовать духов- ную силу «Песах шени» для самоотчета, тшувы, стремления к святости и дальнейшему росту. Слово «жертва», «корбан» перекликается со словом «ке- рув», близость к Б-гу. Жертва, которую мы прино- сим в Храм, является аналогом нашего животного начала. Когда ее мясо вознесли на жертвенник, и оно исчезло в огне, наша собственная душа сделалась легче и начала сильней ощущать бли- зость Творца. Но это лишь половина дела. А вто- рая не видна для постороннего глаза. Это наша тшува, это невидимые жертвы, что приносятся в душе ради близости к Творцу. В «Песах шени» два потока, видимый и скрытый, сливаются, обретая
цельность.
Почему Тора установила «Второй Песах», то есть день, в который совершают пасхальное жертвоприношение те, кто находился 14-го Нисана в состоянии ритуальной нечистоты, так поздно — 14-го Ияра? Ведь для того, чтобы все евреи вернулись в состояние ритуальной чистоты, достаточно было бы двух недель, а не месяца!
Рабби Яаков Амдин писал, что Небеса открыли ему глубокий ответ на этот вопрос. Дело в том, что в год Исхода из Египта евреи питались запасами взятой из Египта мацы вплоть до вечера 15-го Ияра. Стало быть, святость Песаха и чудо Исхода, тесно связанные с мацой, непосредственно распространялись лишь вплоть до этого дня. Поэтому «Второй Песах», когда в доме у нас находятся и маца, и хамец, и назначен на 14-е Ияра — последний день, когда у евреев, вышедших из Египта, оставалась маца
Два Песаха выражают два вида служения Всевышнему: служение цадиким (праведников) и служение баалей тшува (раскаявшихся грешников). Первое – упорядоченное, в строгом соответствии с Торой и с порядком мироздания. Сказано: «…создал Б‑г человека прямым…» (Коелет, 7:29) – и цадик действительно идет прямым путем. В противоположность этому служение баалей тшува не отличается упорядоченностью. Грешник нарушил порядок, предписанный Торой, и искривил свой путь. Его спасение в том, что Всевышний открыл перед ним путь к исправлению и дарует ему поводы и возможности восполнить упущенное.
Понятно, что «Первый Песах» соответствует первому виду служения Всевышнему, а Песах шени – второму.
Всевышний Сам не отдал повеление о «Втором Песахе», потому что, согласно порядку, установленному Торой, жертвоприношение песах надлежит совершать 14 нисана, а не 14 ияра. В этом – выражение мудрости Торы, дарованной Всевышним Моше-рабейну. Сыны Израиля, которые пришли и сказали: «Почему мы будем лишены возможности принести жертву песах?» – выразили в этих словах крик своей души, страстно желавшей исполнить заповедь о жертве песах. Этот внутренний крик их души взлетел высоко-высоко, выше уровня Торы и ее мудрости, и пробудил Саму Б‑жественную Сущность. И оттуда пришел ответ: есть возможность совершить «Второй Песах».
Сыны Израиля знали, что закон Торы запрещает тому, кто ритуально нечист, приносить жертву Всевышнему. Однако их еврейская душа не могла смириться с этим, мысль о том, что столь дорогая заповедь не будет исполнена ими и что это непоправимо, не давала им покоя. Поэтому они высказали претензии, которым не было места в рамках мудрости Торы, – наподобие совершения тшувы вопреки ограничениям, накладываемым и мудростью, и пророчеством, и самой Торой. Но они получили ответ с того уровня, который превыше всего и не связан никакими ограничениями, – из Б‑жественной Сущности, Которая даровала им силу совершить то, что не предусмотрено Торой, и исправить то, что, согласно Торе, было бы безвозвратно потеряно.
И вот что важно: это новое указание, для которого ранее в Торе не было места, теперь «спустилось» в Тору и стало ее неотъемлемой частью. В этом тоже проявилось всемогущество Творца. И теперь каждый еврей – поскольку он обладает Б‑жественной душой – в силах обращаться к Самой Б‑жественной Сущности и «добиваться» не только исправления проступков, но и восполнения потерянных заслуг.
ПЕСАХ ШЕНИ САМЕАХ
РАБАНИТ НЕЛЛИ ЯДАЕВ