В субботу разрешается чистить фрукты и овощи, чтобы употребить их в пищу. Хотя удаление кожуры подобно извлечению несъедобного из съедобного, это не является нарушением запрета, потому что именно таким образом едят фрукты, покрытые кожурой. Из этого следует, что в субботу разрешено чистить чеснок, лук, орехи, яйца, бананы, цитрусовые и тому подобные виды пищи, при условии, что человек чистит их, чтобы тотчас же съесть. Если же он собирается съесть их позднее, то чистить их запрещено, так как это совершается ради собственно работы (мелаха), определяемой как борер .
Если человек намеревается тотчас же употребить овощи или фрукты в пищу, то их можно чистить ножом, так как нож предназначен для того, чтобы подготовить их к употреблению в пищу, а не для выполнения работы, определяемой как борер.
Если человек ест, к примеру, сливу, он может, дойдя до косточки, вытащить ее и продолжать есть плод. А тот, кто ест абрикос или финик, должен предварительно разрезать их и выкинуть косточку (а также проверить, что там нет червяков), поскольку эти фрукты едят именно таким образом .
Если человек разрезает дыню, чтобы тотчас же съесть ее, ему разрешается выкинуть все косточки, так как это подобно устранению кожуры. Подобным же образом, разрешается срезать корку с арбуза или дыни прямо перед тем, как плоды будут употреблены в пищу. Разрешается также оторвать черенок плода непосредственно перед тем, как плод будет употреблен в пищу , прямо перед едой разрешается вынимать арбузные косточки.
Что же касается плодов, которые можно употреблять в пищу вместе с кожурой, – например, яблок, груш, огурцов, моркови, – то законоучители разошлись во мнениях, относится ли запрет борер к удалению их кожуры. Есть мнение, что, поскольку кожура этих плодов тоже съедобна, на них не распространяется запрет борер. Когда человек удаляет их кожуру, он как будто бы разрезает плод на две части, а потому в субботу разрешается их чистить, даже если человек намеревается употребить их в пищу позднее. Такие плоды также разрешено чистить овощечисткой. Но есть и другое мнение: поскольку человек не заинтересован в кожуре, она считается для него «отходами», а потому на нее распространяются законы запрета борер. В таком случае, овощечистка должна рассматриваться как приспособление, специально предназначенное для отбора, поэтому пользоваться ею в субботу категорически запрещено. Подобные плоды можно чистить ножом, при условии, что человек намеревается тотчас же употребить их в пищу. Но если человек хочет придерживаться в этом менее строгого толкования закона, ему есть на чье мнение положиться.
Если кожура плотно примыкает к плоду (как, например, у апельсина), то ее удаление не считается нарушением запрета борер.
Алаха лефи Бней сфарад.
Рабанит Нелли Ядаев.
Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.